ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначен для широкого круга
лиц, начинающих изучать французский язык, в том числе для студентов
колледжа.
Одной из основных задач данного учебника является обучение французской разговорной речи.
Этой цели подчинена вся структура книги и этим обусловлено нетрадиционное введение звуков, грамматических структур, лексики.
Программа состоит из Вводного и Основного курсов.
Вводный курс (7 уроков). Порядок введения фонетического материала
обусловлен частотностью встречаемости фонетических явлений в грамматических конструкциях,
которые должны быть правильно усвоены
на самом начальном этапе обучения, что позволяет
придать ему коммуникативную направленность.
Лексический материал включает наиболее употребительные
слова основного словарного фонда и служебные слова.
Каждый урок Вводного курса состоит из объяснения
фонетических и грамматических явлений, упражнений в чтении, за которыми
следуют фразы или микродиалоги, закрепляющие изученный материал, и грамматические структуры, которые должны служить образцами для воспроизведения.
Заключительным этапом работы над звуками, грамматическими
структурами и лексикой являются тексты, послетекстовые
вопросы и модели ответов на них.
Тексты, вопросы и ответы составлены авторами
с таким расчетом, чтобы они способствовали усвоению употребительных
оборотов речи в правильном лексическом и грамматическом оформлении.
Вопросы и ответы также следует рассматривать как образцы для
воспроизведения.
Урок завершается лексико-грамматическими упражнениями, включающими весь изученный материал и рассчитанными как на работу в аудитории, так и дома.
Основной курс (13 уроков). Каждый урок состоит из грамматических
объяснений и упражнений к ним, основных текстов
и послетекстовых словников, лексических и разговорных упражнений, дополнительных текстов, стихотворений.
Лексические и разговорные упражнения включают
работу по моделям, а также разного рода творческие упражнения: на
сочетаемость слов, ситуативные, составление микродиалогов,
рассказ по картинкам, краткое изложение текста по ключевым словам (глаголам). Каждый
урок завершается двумя видами вопросов: первые (I) вопросы, контролирующие понимание текста и вторые (II), позволяющие вести на уроке беседу с использованием
языкового материала изученного текста.
Тексты Основного курса заимствованы из произведений
современной французской литературы и адаптированы авторами
учебника. Они информативны, в большинстве случаев занимательны, носят
коммуникативную направленность.
Тексты обеспечивают выход в речь и возможность
обсуждения помимо основного сюжета таких тем, как семья, повседневные
занятия, свободное время (спорт, музыка, песня
и т. п.), у врача, город и транспорт, путешествие, а также молодежные проблемы, французское Сопротивление
и др.
Каждый урок содержит также дополнительный текст
(отрывок из художественной литературы, статью из прессы) и стихотворение, которые могут
быть использованы как для индивидуальной домашней
работы, так и для работы в аудитории. В целях интенсификации процесса обучения
весь материал учебника может быть отработан
с помощью ТСО.
В конце учебника предлагаются тексты и стихотворения,
которые могут быть использованы как дополнительный материал.
В
завершении курса проводится контрольный опрос и зачетная работа в виде
сочинений на свободную тему.
Тематический план курса «Французский язык».
Примерный тематический план учебной дисциплины. |
Всего |
в том числе: |
|
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
||
Вводный курс Урок 1. |
4 |
2 |
2 |
Урок 2. |
4 |
2 |
2 |
Урок 3. |
4 |
2 |
2 |
Урок 4. |
4 |
2 |
2 |
Урок 5. |
4 |
2 |
2 |
Урок 6. |
4 |
2 |
2 |
Урок 7. |
4 |
2 |
2 |
Основной курс Урок 8. |
6 |
4 |
2 |
Урок 9. |
6 |
4 |
2 |
Урок 10. |
6 |
4 |
2 |
Урок 11. |
6 |
4 |
2 |
Урок 12. |
6 |
4 |
2 |
Урок 13 |
6 |
4 |
2 |
Урок 14. |
6 |
4 |
2 |
Урок 15. |
6 |
4 |
2 |
Урок 16. |
6 |
4 |
2 |
Урок 17. |
6 |
4 |
2 |
Урок 18. |
6 |
4 |
2 |
Урок 19. |
6 |
4 |
2 |
Урок 20. |
6 |
4 |
2 |
Всего |
106 |
66 |
40 |
зачетная работа по пройденному курсу |
|
|
|
Содержание курса.
Урок1
Гласный [а]
и согласные (7). Ударение в изолированном слове. Ритмическая долгота гласных
(7). Согласные [I], [r] (8). Гласные [е] и согласные (9). Сцепление.
Ритмическая группа. Ударение во фразе. Интонация повествовательного предложения
(11). Порядок слов повествовательного
предложения. Интонация вопросительного предложения (12). Звук [ое] (13). Интонация и порядок слов вопросительного
предложения, начинающегося с вопросительного слова (14). Текст. Упражнения
(15).
Урок 2
Гласный [i] и согласные (17). Гласный [у]. Полугласный [u] (17). Артикль.
Связывание, [э] «беглое» в потоке речи (18). Определенный артикль. Предлоги во
французском языке. Текст. Диалог (22). Упражнения (23).
Урок З
Гласный [е]
и согласные (26). Гласный [и]. Глаголы I группы (27). Второе лицо
множественного числа повелительного наклонения. Предлог а. Множественное
число имен существительных (28). Обозначение времен (30). Текст. Сложная
инверсия. Диалог (31). Упражнения (32).
Урок 4
Полугласный
[w] (34). Гласный [о], [э] «беглое» в
потоке речи (34). Род и число имен прилагательных (35). Носовые звуки. Носовой
[э] (37). Связывание с носовым гласным.
Первое лицо множественного числа глаголов настоящего времени (38).
Глаголы 111 группы. Спряжение некоторых глаголов III группы в настоящем времени (39). Отрицательная форма глагола.
Личные местоимения (40). Текст. Диалог. Упражнения (42).
Урок 5
Носовой [а]
(47). Спряжение некоторых глаголов III группы в
настоящем времени (48). Повелительное наклонение (49). Полугласный [j] (50). Согласный [р]. Неупотребление артикля перед существительным —
именной частью сказуемого (50). Вопрос к одушевленному подлежащему (51). Ответ
на вопрос к подлежащему. Место прилагательного-определения (51). Текст (53).
Диалог (53). Упражнения (54).
Урок 6
Носовой [ё]
(57). Носовой [бе] (58). Futurimmediat(58). Безличный оборот il у а. Неупотребление артикля
перед прямым дополнением глагола в отрицательной форме (59). Конструкция с
неопределенно-личным местоимением on (61).
Указательные прилагательные. Женский род некоторых прилагательных и
существительных (61). Употребление ударных личных местоимений с предлогами.
Текст. Диалог (62). Упражнения (64).
Урок 7
Гласный [о]
(69). Гласный [о]. Безличные конструкции (70). Слияние определенного артикля с
предлогами а и de (72).
Настоящее время глаголов II группы
(73). Притяжательные прилагательные (74). Неупотребление артикля после существительных и наречий, выражающих количество. Образование множественного числа
некоторых существительных. Образование
женского рода некоторых прилагательных. Личные
ударные местоимение (75). Текст (76). Диалог (77). Упражнения (78). Порядковые
числительные (82).
Основной курс
Урок 8.
Grammaire: Возвратные глаголы. Особенности спряжения некоторых глаголов I группы. Личные прилагательные местоимения. Неопределенное прилагательное
tout. Спряжения глагола devoir
Texte:Dimanche
D'apres Frangois Mallet-Joris
Урок 9.
Grammaire: Passe compose. Место личных
местоимений-дополнений при глаголе в Passe compose. Глаголы, спрягающиеся с вспомогательным глаголом etre.
Вопросительное предложение (продолжение). Относительные местоимения qui и que.
Возвратные глаголы (продолжение). Спряжение глаголов voir, connaitre, savoir.
Texte: Paris
Урок 10.
Grammaire: Согласование participe passe глаголов, спрягаемых с глаголом avoir.
Спряжение возвратных глаголов в passe compose. Место rien, jamais, personne при глаголе в passe compose. Вопросительная форма глагола в passe compose. Место
наречий при глаголе в passe compose. Настоящее время глаголов dormir, partir, aortir, suivre.
Texte: Le paravent
D'apres Passe-Partout
Урок 11.
Grammaire: Futur simple. Неупотребление артикля в обращении.
Приглагольное местоимение en. Настоящее время глагола courir.
Texte: Une rencontre
peu ordinaire
D'apres Quoi de neuf
Урок 12.
Grammaire: Futur simple (продолжение). Прилагательные beau, vieux, noveau. Настоящее время глаголов construire, traduire, produire.
Texte: Jeuxd'enfants
D'apres SimonedeSaint-Exupery
Урок 13.
Grammaire: Imparfait. Частичный артикль. Настоящее время глаголов boire, tenir, mettre.
Texte: Lesjeunesen France
D'apres Mozaika
Урок 14.
Grammaire: Imparfait (продолжение). Imparfait в косвенной речи. Степени сравнения прилагательных и наречий (Degree de comparaison des adjectifs et des
adverbes). Настоящее время глагола servir.
Texte: Nicolas et Louisette
D'apres Sempe et Goscinny
Урок 15.
Grammaire: Plus-que-parfait. Употребление
глагола de перед существительными во множественном числе.
Частичный артикль (продолжение). Неопределенное местоимение tout.
Texte: L'exploit de Denise Morin
D'apres Mozaika
Урок 16.
Grammaire: Plus-que-parfait (продолжение). Частичный артикль (продолжение). Личное прилагательное местоимение le. Глагол rire (sourire).
Texte: Qui etait-elle?
D'apres Mozaika
Урок 17.
Grammaire: Passe simple. Употребление
personne, rien (продолжение). Артикль при существительном
– именной части сказуемого.
Texte: Les malheurs
de Martine
D'apres Passe-Partout
Урок 18.
Grammaire: Future dans le passe. Частичный артикль (продолжение). Отрицание при глаголе в инфинитиве.
Texte: Saga de Daniel
D'apres Francoise Mallet-Joris
Урок 19.
Grammaire: Согласование времен изъявительного наклонения. Passe immediat. Gerondif. Особенности
спряжения глагола envoyer.
Texte: Lesadieuxdemamere
D'apres Romain Gary
Урок 20.
Grammaire: Страдательная форма.
Texte: Souvenirsd'enfance
D'apres Romain Gary
Список литературы.
Обязательная литература.
Дополнительная литература.
АЛФАВИТ