Социальная-психологическая адаптация инвалидов.
Абрамова Е.И. – педагог-психолог.
Проблема социально-психологической адаптации людей с
ограниченными возможностями к жизни в социуме всегда была актуальна. Люди,
которые имеют нарушения, препятствующие их полноценной интеграции в общество,
испытывают трудности на каждом шагу. Несмотря на то, что количество инвалидов в
России неуклонно растет, иногда создается впечатление, что такие люди
искусственно «выдавливаются» из жизни общества. По последним данным Минздравсоцразвития, число людей с ограниченными
возможностями составляет 11 миллионов 400 тысяч человек. Среди них 642 тысячи
детей в возрасте до 18 лет. Это в два раза больше, чем 10 лет назад. Таким
образом, проблеме инвалидов необходимо уделять как можно больше внимания, и,
прежде всего, на федеральном уровне. 24 ноября 1995 года был принят Федеральный
закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ”. В этом законе не только затронуты льготы и соцгарантии
государства, но и отдельными статьями прописаны возможности воспитания и
обучения детей-инвалидов (Ст.18, 19).
Что же такое инвалидность? Прежде всего, это
ограничение жизнедеятельности человека,
которое препятствует его адаптации в обществе. Но при подобной «сухой»
формулировки понятия инвалидности теряется психологический аспект. Льготы и
представленная защита государства лишь относительно могут удовлетворить
основные потребности инвалидов. При этом не учитываются их специфические
личностные особенности. Материальная поддержка, относительная помощь в трудоустройстве
и обучении не способны помочь адаптироваться человеку с ограниченными
возможностями, если его личность уже деформирована вследствие
дефицита общения и невозможности получить свободный доступ к объектам
социально-бытовой, культурной и политической сферы. Поскольку личность уже
сформирована, и человек ощущает в полной мере всю свою невостребованность и
страдает от собственной несостоятельности, работа с такими людьми по
социально-психологической адаптации чрезвычайно затруднительна, хотя и
возможна. Поэтому педагоги, психологи, воспитатели, а также сама семья, имеющая
ребенка – инвалида, должны приложить все усилия, чтобы дети с ограниченными
возможностями, не чувствовали себя ущербными, и развитие личности шло без
отклонений.
Соответственно, важнейшей задачей государства и специалистов,
работающих с детьми-инвалидами, является обеспечение необходимых условий для
обучения и воспитания таких детей. Законодательно это положение закреплено в Законе Российской Федерации «Об
образовании», который вступил в силу 5.01.1996 г. Этот закон утверждает право на образование всех детей, в том числе детей с отклонениями в развитии. Статья 50, п. 10 закона предусматривает создание специальных
образовательных учреждений для детей и
подростков с ограниченными возможностями, которые обеспечивают их
лечение, обучение, социально-психологическую адаптацию и интеграцию в общество. Кроме этого, на основании Федерального закона «Об образовании»
правительство РФ разработало и утвердило типовое положение от 31
июля 1998 г. «Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи». В этих учреждениях дети с
отклонениями в развитии получают не только
грамотную социально-педагогическую и психологическую помощь, но и
возможность реализовать себя в соответствии со своими способностями. Многие
общеобразовательные учреждения также имеют места и отдельные факультеты,
которые предлагают инвалидам получить полноценное среднее-специальное
и высшее образование. В частности, Московский городской
психолого-педагогический университет приглашает студентов с нарушениями зрения
и опорно-двигательного аппарата для получения специальности в сфере
информационных технологий. В социально-педагогическом колледже при МГППУ
специально созданы два факультета для инвалидов: издательское дело и
компьютерные технологии.
На этих
факультетах студенты с ограниченными возможностями получают знания и умения,
которые они могут реализовать в будущем. Подобные специальности хорошо подходят
студентам, имеющим нарушения ОДА, слуха и зрения. Приобретая необходимые знания
и опыт, эти студенты смогут найти свое место в обществе, обрести истинный
интерес к жизни. Понятно, что общество также не должно сторониться инвалидов и
не поддаваться устоявшимся негативным стереотипам. Предубеждение окружающих не
позволяют людям с нарушениями в развитии реализовать свои потенциальные
возможности в полной мере. Однако, не имея достаточно опыта общения в социуме,
инвалиды часто не могут презентовать себя с лучшей стороны, что порой вызывает
лишь сочувствие окружающих. Подобная проблема социальной дезадаптации инвалидов
должна также решаться общими усилиями государства, специалистов и близкими. Необходимо помочь им изменить негативное самовосприятие, поскольку
страх и неуверенность в будущем настраивает людей с ограниченными возможностями
на постоянную борьбу за выживание в обществе и пессимизм.
Среди
студентов, обучающихся в СПКМГППУ, встречаются учащиеся с различными
нарушениями. Это ДЦП, нарушение зрения и слуха, а также различные соматические
расстройства.
При работе с
этими студентами, прежде всего, необходимо учитывать специфику их заболевания.
У всех
студентов с ограниченными возможностями, наряду с физическим дефектом
существуют отклонения в эмоционально-волевой сфере. Однако возбудимость,
чувствительность или же пассивность следствие не только с физическим дефектом,
но и дефицита общения и социального развития в целом. Многие учащиеся до
поступления в колледж общались только с детьми, имеющие сходный дефект,
поскольку обучались в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Есть некоторые студенты, которые получали образование в массовой школе, однако
их социальная адаптация все же оставляет желать лучшего. Часто они не успевали
по программе, и не имели дополнительной подготовки по тому или иному предмету.
Таким образом, их знания оказались не столь глубокими, а отношение с
окружающими портилось за счет неадекватной оценки их состояния. Таких детей
либо усиленно опекают, либо «оставляют в покое», поскольку не представляют, что
с ними делать. Поэтому проблема интеграции стоит очень остро. Многие здоровее
молодые люди, формально уважая права инвалидов, считают, что их место «среди своих же». Их аргументом служит то, что наш социальный
уклад не приспособлен к вовлечению инвалидов в нормальную жизнь. Однако немало
сторонников и интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.
В СПКМГППУ
студентов с ограниченными возможностями объединили в две группы. Однако учатся
студенты в одно и то же время, что и другие учащиеся. Коллективное общение
проходит в перерывах, при общих выездах за пределы колледжа. Многие студенты с
ограниченными возможностями активно участвуют в жизни колледжа. Для них созданы
пандусы и лифты, а также предусмотрен транспорт.
Для
исследования эмоционально-личностной сферы этих студентов и социальной
адаптации на протяжении первого года обучения с ними работали психологи.
Прежде всего,
были исследованы мотивы их учебной деятельности. Для этого использовалась Методика изучения мотивов учебной деятельности.
Модификация А.А.Реана; В.А.Якунина.
Диагностическое обследование проводилось по группам и
включало 4 раздела. В первом разделе предлагалось назвать любимые и нелюбимые
предметы, во втором разделе учащиеся называли причину, почему они не любят те
или иные предметы, в третьем разделе были
представлены 15 мотивов, исходя из которых можно выявить
причину, почему ученики учатся и преобладающие мотивы (учебные или
общественно-значимые). И в четвертом разделе были представлены 16 мотивов,
которые определяют направленность интересов учащихся. Исходя из полученных
результатов, сделаны следующие выводы.
По первому разделу в группах преобладали в качестве
«любимого предмета» информатика (выбрали 4 человека), по два человека выбрали
философию, социальную психологию, историю, русский язык, основы потребительских
знаний, по одному человеку хорошо относятся к основам права, русскому языку,
математике, английскому языку, ДОУ. Среди «нелюбимых предметов» в данных
группах были выделены математика, основы права, МХК и русский язык (по одному
человеку).
Второй раздел состоял из 15 мотивов:
1.Это мой долг.
2.Хочу стать грамотным.
3.Хочу быть полезным гражданином.
4.Не хочу подводить свой класс.
5.Хочу быть умным и эрудированным.
6.Хочу добиться полных и глубоких знаний.
7.Хочу научиться самостоятельно
работать.
8.Все учатся и я тоже.
9.Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтоб похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного
кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.
В качестве причин своего позитивного отношения к
предметам студенты объяснили тем, что
они им интересны, нравится, как преподает учитель, нужен для будущей работы, а
также учитель интересно объясняет, получают удовольствие при их изучении, предметы
влияют на изменение знаний об окружающем мире.
Негативное
отношение к различным предметам у учащихся вызывалось тем, что предметы трудно
усваиваются, не получают удовольствия от их изучения и просто не интересны.
группа |
количество человек |
номер мотива по списку |
значение мотива |
среднее значение мотива |
ранг мотива |
процент от общей массы |
15-16
группа |
7 |
1 |
обществ. |
0 |
|
0 |
2 |
учебн. |
2 |
4 |
28 |
||
3 |
обществ. |
2 |
4 |
28 |
||
4 |
обществ. |
1 |
|
14 |
||
5 |
учебн. |
2 |
4 |
28 |
||
6 |
учебн. |
5 |
1 |
71 |
||
7 |
учебн. |
3 |
3 |
43 |
||
8 |
обществ. |
1 |
|
14 |
||
9 |
обществ. |
1 |
|
14 |
||
10 |
обществ. |
1 |
|
14 |
||
11 |
обществ. |
1 |
|
14 |
||
12 |
обществ. |
0 |
|
0 |
||
13 |
учебн. |
4 |
2 |
57 |
||
14 |
обществ. |
0 |
|
0 |
||
15 |
учебн. |
4 |
2 |
57 |
Третий раздел включал 16 мотивов:
1. Стать высококвалифицированным
специалистом.
2. Получить диплом.
3. Успешно продолжить обучение на
последующих курсах.
4. Успешно учиться, сдавать экзамены
на хорошо и отлично.
5. Постоянно получать стипендию.
6. Приобрести глубокие и прочные
знания.
7. Быть постоянно готовым к
очередным занятиям.
8. Не запускать предметы учебного
цикла.
9.
Не отставать от сокурсников.
10. Обеспечить успешность будущей
профессиональной деятельности.
11. Выполнять педагогические
требования.
12. Достичь уважения преподавателей.
13. Быть примером сокурсникам.
14. Добиться одобрения родителей и
окружающих.
15. Избежать осуждения и наказания
за плохую учебу.
16. Получить интеллектуальное
удовлетворение.
По третьему разделу в группах преобладали учебные
мотивы, но на первом месте оказался учебный – «Хочу добиться полных и глубоких
знаний». Наиболее актуальными стали также учебные мотивы, где преобладает мотив
«для расширения умственного кругозора» и «хочу учиться». В целом, среди учебных мотивах можно выделить: «Хочу стать грамотным», «Хочу быть умным и
эрудированным» и «Хочу научиться самостоятельно
работать», что специфично для студентов, которые имеют какие-либо отклонения в
развитии. В качестве общественно-значимого мотива был назван
мотив «Хочу быть полезным гражданином», но при этом он тесно связан с учебным,
так что можно говорить о желании студентов учиться в колледже.
По третьему разделу, вариант 1, результаты следующие.
В группах
наиболее значимыми мотивами были те, которые относятся к учебе и, прежде всего,
мотив «Стать квалифицированным специалистом», а также «Приобрести глубокие и
прочные знания». В целом студенты стремились стать высококвалифицированными
специалистами, получить диплом, успешно учиться, среди общественно-значимых
– мотив «Избежать осуждения и наказания за
плохую учебу».
номер
мотива |
15
- 16 группы (7 человек) |
ранг
мотива |
процент |
значение
мотива |
1 |
5 |
1 |
71 |
учебн. |
2 |
3 |
2 |
43 |
уч.-общ. |
3 |
2 |
3 |
28 |
учебн. |
4 |
3 |
2 |
43 |
учебн. |
5 |
1 |
|
14 |
обществ. |
6 |
5 |
1 |
71 |
учебн. |
7 |
2 |
3 |
28 |
уч.-общ. |
8 |
1 |
|
14 |
уч.-общ. |
9 |
1 |
|
14 |
обществ. |
10 |
2 |
3 |
28 |
учебн. |
11 |
1 |
|
14 |
обществ. |
12 |
1 |
|
14 |
обществ. |
13 |
1 |
|
14 |
обществ. |
14 |
1 |
|
14 |
обществ. |
15 |
2 |
3 |
28 |
обществ. |
16 |
0 |
|
0 |
учебн. |
Таким образом, преобладали, прежде всего, мотивы,
относящиеся к профессии, которые студенты выбрали и для которой получают
необходимые знания в колледже.
Следовательно, по всем разделам можно сделать
следующий вывод.
Студенты МСПК 1-го курса свои предпочтения отдавали
тем предметам, которые не только интересны сами по себе, но и были связаны
непосредственно с тем, как преподаются. Студенты хорошо ориентированы на
будущую профессию. При этом в группах была диагностирована достаточно высокая
учебная мотивация, которая связана с получением определенной профессии по
окончании колледжа, однако отмечалась зависимость учащихся от мнения
окружающих, особенно преподавателей и родителей, что, возможно, было связано с
особенностями личностного развития студентов данных групп. В целом же, можно
отметить ориентацию учащихся на свое профессиональное будущее и на обучение в
колледже.
Таким образом, для успешного освоения колледжской
программы необходим достаточно высокий уровень учебной мотивации. Исходя из
приведенных выше результатов выполнения методики учащимися, а
также учитывая их ограниченные возможности, можно рекомендовать использовать
преподавателям следующие стимулы учения:
Рекомендации: чтобы повысить школьную мотивацию
учеников, педагогу можно использовать.
1.
Используйте
больше наглядного материала, обращайтесь к примерам.
2.
Обращайтесь к
самолюбию студента
3.
Показывайте
достижения. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг (экран
успеваемости). Обнародованный рейтинг придает чувство уверенности и
удовлетворения собой.
4.
Если студент
имеет сложности со зрением, то для контроля за его
мелкой моторикой при написании каких-либо символов рекомендуется приглашать
учащегося к доске, чтобы он дублировал ваши движения на месте.
5.
Если студент
имеет нарушения слуха, то, поменьше ходите по аудитории и больше времени
находитесь рядом с рабочим местом этого учащегося. Учитывая, что такие учащиеся
лучше понимают по губам, старайтесь быть повернуты к ним лицом и добавьте
больше экспрессии при чтении лекции.
6.
Если студент
имеет нарушения ОДА, то советуйте приобрести ему вспомогательные средства для
усвоения программы, например, диктофон. Контроль знаний можно вести как в
устном, так и в письменном виде.
7.
Если студент
имеет нарушения зрения, то рекомендуется вести контроль его знаний в
зависимости от тяжести этих нарушений. Например, писать задания маркером, буквы
большого размера, либо на доске, с обратной стороны, чтобы другие студенты не
могли видеть выполнения данного задания.
8.
Если студент
имеет нарушения слуха, то контроль знаний может вестись преимущественно в
письменном виде, но для развития устной речи, рекомендуется предложить
учащемуся тезисно рассказать ответ на задание.
9.
Работа со студентами, имеющими различные отклонения имеет свою специфику
и напрямую зависит от тяжести нарушения. Следовательно, выявите особенности
каждого учащегося из представленных групп и на этом основании стройте свое
занятие.
10.
Осторожно
поддерживайте соперничество. Нужно учесть, что некоторые студенты с
ограниченными возможностями имеют проблемы с эмоциональной сферой, поэтому
пусть соперничество между студентами больше напоминает спортивное соревнование,
где победы и неудачи чередуются.
11.
Хвалите. Похвала
должна возникать спонтанно и быть конкретной, точно адресованной.
12.
Создавайте
хорошую репутацию учащимся. Чаще прибегайте к поощрениям. Создавайте
впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко
исправляется. Пусть они верят в собственные силы. Присваивайте титулы, звания
успешно работающим учащимся.
Однако мотивы учебной деятельности нельзя достоверно
интерпертировать без знания эмоционально-психической сферы студентов.
Таким
образом, была проведена индивидуальная диагностика по запросам самих учащихся, цель которой определить особенности психического развития
ребенка, эмоционально-личностную сферу и дать необходимые рекомендации. Для
этого были использованы такие методики, как:
-
Методика
самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)
-
Краткий
ориентировочный интеллектуальный тест
-
Дом-Дерево-Человек
-
Зашумленные
фигурки
-
Кактус
-
Классификация
-
Последовательность
картинок
-
Тест Розенцвейга
Для экспресс-диагностики общего интеллектуального
развития учащихся использовался также краткий отборочный
интеллектуальный тест В.Н.Бузина Тест выполняется максимум 30 минут и
состоит из 50 заданий. Представленные задания направлены на оценку таких
когнитивных способностей, как концентрация внимания, легкость оперирования
числовым материалом (арифметические задания), способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями,
способность к обобщению, оценка логически-понятийного мышления, анализ
индуктивного мышления (числовые ряды), исследования пространственного
воображения, комбинаторных способностей.
Исходя из результатов теста, интеллектуальный уровень
студентов преимущественно средний, несколько человек имели уровень интеллекта
выше среднего.
Например, у учащегося с нарушениями зрения был
показан, хороший уровень оперирования
вербальными понятиями, способность к обобщению, достаточно высокий уровень
логически-понятийного и индуктивного мышления. При этом заметны трудности к
оперированию числовым материалом и невысокий уровень пространственного
воображения, что объясняется имеющимися нарушениями в зрительной сфере. Обладая остаточным зрением, студент по максимуму использует
компенсаторные способности, ориентируясь больше на тактильный и слуховой
способы получения информации.
В целом, студент
адекватно реагировал на вопросы. В ходе беседы он проявил себя достаточно открытым, общительным и критичным, но ощущается некая
неуверенность. При работе с таким студентом преподаватель по возможности должен
максимально использовать и дальше развивать остаточные зрительные способности
студента. Поскольку учащийся больше ориентирован на прием информации при помощи
слуха, то преподавателю рекомендуется уточнять, когда информацию следует
записывать на пленку, когда нет. Чтобы использовать тактильные и осязательные
способности студента, рекомендуется давать задания, которые можно отразить на
доске, чтобы преподаватель мог проконтролировать процесс его выполнения.
Допускается также выполнение домашних контрольных работ на компьютере, где у студента
есть возможность по максимуму увеличивать написанное им и сдать работу на
дискете, либо в распечатанном варианте.
У другого студента с
нарушением ОДА (ДЦП) ошибки возникали вследствие невнимательности, сложности с
арифметическими вычислениями, хорошо составляет логические связки, т.е. хорошо
развиты понятийно-логические способности.
При дальнейшем
индивидуальном исследовании была выявлена адекватность учащегося в общении,
несколько повышенный эмоциональный фон. Студент ощущает собственную
незащищенность, вследствие этого пытается быть более адаптирован в социуме,
использует любую возможность, чтобы пожить жизнью физически здоровых сверстников.
При этом отличается некоторой боязливостью, неуверенностью, излишняя
коммуникативность, возможно, является компенсацией природной недоверчивости и
стеснительности. Контролирует собственные проявления агрессии и имеет
художественные способности.
Таким образом, в
связи с нарушениями зрения и слуха, студент в основном использует остаточные
зрительные и слуховые функции, а также компенсаторные способности, такие как
чтение с губ, осязание. При предъявлении материала преподавателю следует не
уходить далеко от рабочего места студента, чтобы учащийся мог максимально
считать с губ. При записи информации на доске разрешайте студенту подойти
поближе, продублировать знаки рядом на доске.
Для примера можно
представить данные учащегося с соматическими расстройствами.
При решении задач у него была выявлена асинхрония в
ответах на задания. Некоторые задания на понятийно-логическое мышление
выполнены хорошо, другие хуже. Наибольшие проблемы вызвали задания на
концентрацию внимания, оперирование числовым материалом и индуктивное мышление.
Сам он эмоционально
заторможен.
Таким образом, не
рекомендуется предъявлять этому учащемуся информацию в виде чисел, либо с
дополнительными устными или письменными пояснениями. Предоставление любой
информации должно сопровождаться дополнительными пояснениями.
Что касается общих
рекомендаций по студентам данных групп, то психологами было предложено:
1. Соблюдать щадящий режим обучения
(ограничение физической нагрузки, ограничение числа ежедневных занятий (не
более 3 часов).
2. Дозированность подаваемого учебного материала (5-ти минутные перерывы во
время занятий). При занятии в компьютерных классах – перерыв 15-20 минут.
3. Использование технических средств обучения
(чередование предъявляемой на слух информации с наглядно- демонстрационным материалом).
4. Учет темпа деятельности студентов
(размеренный темп деятельности во время занятия; в связи с повышенной
утомляемостью студента первые 25 минут занятия работать в быстром темпе с
постепенным его снижением; при низкой
врабатываемости студента начинать занятия в замедленном темпе с
последующим ускорением подачи материала.
5. Использование особых методов контроля
за эффективностью усвоения материала (обязательное использование
компьютера для контроля знаний студентов; индивидуальный экспресс-опрос каждого
студента в конце лекции; использование содержательной оценки учебной
деятельности студентов; использование заданий разной степени сложности; наличие
заданий, одинаковых по содержанию, но разных по форме предъявления).
6. Уделить особое внимание развитию мыслительно-речевой
деятельности студентов; поддержание инициативности студентов.
7. Способствовать реализации творческого и личностного
потенциала каждого студента на занятиях.
8. В соответствие
с типом ограничения здоровья обеспечить оптимальную организацию рабочего
места (посадить студента за ближайшие к преподавателю столы, наличие
дополнительного источника освещения на столе; обязательное наличие компьютера и
диктофона на столе).
9. Недопустимость повышения голоса и жестких оценок
студентов в связи с медицинскими противопоказаниями.
10. Минимизация физической нагрузки для студентов.