использование Информационных технологий в обучении.
Абрамова Е.И.
Психологический Институт РАО


Информационные технологии (далее: ИТ) используются практически во всех сферах нашей жизни, и, прежде всего, в системе образования. В 2001 году была принята Федеральная целевая программа развития единой образовательной информационной среды. В задачи данной программы входят: «формирование  информационно-технологической    инфраструктуры системы образования» и «использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный  процесс  наряду  с  традиционными; учебными  материалами  современных электронных средств его поддержки и развития; разработку средств информационно-технологической   поддержки  и развития учебного процесса;  обеспечение качества  электронных  средств  поддержки  и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации;  подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных  учреждений,  способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии»[1].
На сегодняшний день можно отметить относительную доступность информационных технологий для всех работников образования. Однако, несмотря на то, что компьютер активно используется в решении административных вопросов, он не всегда задействован в процессе подачи лекционного материала. Несомненно, для упрощения данной задачи, необходимо использовать все имеющиеся на данный момент ИТ ресурсы. Прежде всего, это сама мультимедиа. Понятно, что многие преподаватели не могут воспользоваться мультимедийными возможностями из-за отсутствия оборудования, такого как: персональный компьютер, проектор и сенсорной доски. Но даже в такой ситуации можно найти выход. Появились относительно недорогие ноутбуки, проекторы и передвижные доски. В любом учебном заведении должна быть, по крайней мере, одна подобная аудитория. В связи с развитием информационных технологий, мы получаем уникальную возможность наглядно сопровождать наш лекционный материал. Для этого необходимо воспользоваться программами Power Point и Movie Maker, которые относятся к стандартным, и есть у каждого на домашнем компьютере. Программа Power Point позволяет не только демонстрировать таблицы и рисунки, но предоставляет возможность для разнообразного сопровождения лекций различными музыкальными и анимационными заставками. Существуют специальные интернет-порталы, которые содержат видеоматериалs на разные темы (например, портал Youtube.com). В свою очередь, программа, Movie Maker позволяет создать видеопрезентацию в специальном видеоформате, который распознается любым современным DVD–плеером. Необходимо также упомянуть о, так называемых, прогрммах-конвертерах, которые могут изменить и формат презентации Power Point (.ppt), переведя его, например, в видеоформат “.avi” который воспроизводится большинством видеоплееров.
Таким образом, наглядное сопровождение лекционного материала способствует повышению интереса к дисциплине со стороны учащихся. Не стоит забывать и о положительной стороне мультимедии при обучении детей с ограниченными возможностями. Возможности информационных технологий таковы, что их можно адаптировать под работу с разными типами нарушений в развитии. Например, увеличить масштаб изображения на экране при работе с учащимися, имеющими нарушения зрения; подключить наушники и увеличить звуковой диапазон при чтении лекций у студентов с нарушениями слуха и т.д. У учащихся с нарушениями ОДА, компьютер иногда является едва ли не единственным средством общения с окружающими. Набор букв на клавиатуре можно осуществлять одним пальцем.
На этом возможности ИТ в процессе преподавания не исчерпываются. Каждому педагогу желательно создать свой сайт. Задача упрощается тем, что некоторые сайты предлагают шаблоны интернет-страниц и бесплатный хостинг (как, например, www.narod.ru) На сайте педагоги могут выкладывать всю необходимую информацию: дополнительный учебный материал, ссылки на другие сайты, рейтинги, объявления и т.д. Кроме того, преподавательский сайт обеспечивает обратную связь с учащимися. Нынешнее поколение студентов практически живет в виртуальном мире, и этим нужно воспользоваться. На своем примере могу подтвердить, что общение с учащимися через Интернет во многом результативней, чем обычное, и помогает сэкономить время. Студены пересылают свои работы, которые можно сразу исправить и немедленно отослать обратно. Снимается также некий психологический барьер, когда учащемуся сложно обратиться к педагогу напрямую, и ему проще послать сообщение по электронной почте или оставить его в «Гостевой книге» на сайте преподавателя.
Кроме педагогов, ИТ практически необходимы в работе психолога. Есть специальные тесты, адаптированные для компьютера. С их помощью психологи могут проводить экспресс-диагностику учащихся и педагогов, составлять программы для индивидуальной работы. При помощи специальной программы test-maker и педагог, и психолог получают уникальную возможность разработать собственные варианты тестов для учебных дисциплин и для психодиагностической работы.
В целом, проблема использования ИТ в образовании заключается в том, что до недавнего времени приобретение мультимедийного оборудования требовало немалых денежных затрат. На сегодняшний день стоимость оснащения мультимедийной аудитории стало дешевле. Однако не все педагоги, и в особенности те, чей стаж работы выше 20 лет, могут пользоваться компьютером на хорошем уровне. Для них необходимо организовать курсы и подготовить методические пособия.
Таким образом, уровень компьютерной грамотности педагога во многом определяет эффективность его воздействия на аудиторию и стимулирует интерес к преподаваемой дисциплине со стороны учащихся.
Литература:
1. http://www.ict.edu.ru/ft/003352/fcp_reois.pdf

Hosted by uCoz