Акцентуации и девиантное
поведение
В наиболее сложных
случаях воспитатели сталкиваются с сочетанием двух явлений: акцентуаций и
отклоняющегося (девиантного) поведения.
Девиантное поведение — это система поступков, не
соответствующих общепринятым или подразумеваемым нормам, будь то нормы
психического здоровья, права, культуры или морали (19, с. 237). В плане девиантного поведения подростковый период считают периодом
повышенного риска. Сказываются известные нам факторы:
во-первых, трудности переходного возраста; во-вторых, пограничность
и неопределенность социального положения подростка; в-третьих, противоречия,
обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы
контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют,
а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще
не сложились или не окрепли; в-четвертых, акцентуированные черты характера.
Девиантное поведение проявляется в конкретных формах,
с которыми приходится иметь дело педагогам и родителям.
Алкоголизм. Особенность наркотического воздействия
алкоголя на психику заключается в том, что, с одной сторо ны, он (особенно в больших дозах) подавляет психическую
активность, с другой — стимулирует ее (особенно в малых дозах), снимая
торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам.
Социологические и
этнографические исследования пьянства выявили несколько закономерностей:
а) опьянение, как известно, снижает чувство
тревоги, поэтому пьянство чаще встречается там. где больше социальнонапряженных и
конфликтных ситуаций;
б) выпивка связана со специфическими формами
социального контроля: в одних случаях она является элементом каких-либо
ритуалов, а в других — выступает как антинормативное
поведение, с помощью которого подросток может утверждать себя;
в) основной мотив пьянства у мужчин — желание чувствовать себя и
казаться сильнее; пьяный старается привлечьвнимание к
себе, часто ведет себя агрессивно.
Что же способствует
алкоголизации подростков? Алкоголизм нередко коренится во внутреннем
конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тягостное чувство
зависимости. Если гиперопека,
имевшая место со стороны воспитателей в раннем детстве, сменится затем их
установкой на самостоятельность и личные достижения подростка, то ему трудно
совместить эти противоречия. Это вызывает мотивационный конфликт,
находящий разрешение в алкогольном опьянении.
Выпивая, подросток
стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно
избавиться от застенчивости и избыточного самоконтроля. Важную роль играет
также стремление к экспериментированию — хочется попробовать напиток, с которым
связано столько романтических историй, приключений, .мифов
о мужественности и ВЗРОСЛОСТИ.
И, конечно,
нельзя игнорировать такую причину пьянства среди подростков, как отрицательный
пример родителей (если он был или есть). Редко бывает так, чтобы пьянство
родителей не отразилось на пристрастии к алкоголю детей.
Подростки с
различными акцентуациями наиболее предрасположены к употреблению алкоголя,
поскольку его наркотические свойства оказывают определенное воздействие на
психику. Вначале алкоголь действует подобно лекарству, а затем, когда к нему
привыкает организм, формируется психическая и физическая зависимость, т. е.
появляется алкоголизм — психическая болезнь.
Гипертимный подросток отличается почти всегда хорошим,
повышенным настроением, стремится к лидерству и общению. Такой легко становится
«добычей» пьющей компании: ему трудно воздержаться от предложений выпить,
поскольку он может потерять свою позицию лидера, произвести впечатление слабака или труса.
Циклотимный подросток, у которого отмечаются перепады
настроения, с помощью алкоголя может продлевать периоды подъема энергии и
блокировать периоды ее спада. Обычно такой подросток склонен к употреблению
алкоголя в гипертимной фазе.
Подросток с
лабильным типом акцентуации — тонко чувствующая натура. Алкоголь способен
«скрашивать» негативные переживания, неудачи во взаимоотношениях с окружающими
— взрослыми и сверстниками.
Астено-невротический тип акцентуаций связан с утомляемостью,
раздражительностью, ипохондричностью. При помощи
алкоголя такой подросток может поднимать себе настроение, «готовить себя» к
решительным поступкам, «становиться» смелым.
Сенситивный тип акцентуации
отличает большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Казалось
бы, что с помощью алкоголя такой подросток мог бы преодолевать робость и
застенчивость, обретать чувство уверенности в себе, однако, к счастью, сенситивные
подростки крайне редко решаются принимать алкоголь, среди них практически не
встречаются злоупотребляющие спиртными напитками и курильщики.
Психастенический
тип отличается тревожной мнительностью, склонностью к самоанализу. Хотя
алкоголь способен «снять» тревогу, но к нему подростки с данной акцентуацией
прибегают очень редко.
Для шизоидного
типа характерны замкнутость, трудность установления контактов, закрытость для
окружающих. Если подросток считает, что эти качества ему мешают, и если сверстники
обращают на них внимание, то алкоголь «способствует их преодолению»—он может «раскрепощать» личность, помогать установлению
контактов. Однако алкоголизация и нарушение законов встречаются у шизоидных
подростков нечасто.
Эпилептоидный тип акцентуации проявляется в
злобно-тоскливом настроении, в приступах сильных и длительных аффектов.
Алкоголь может усиливать эти проявления личности, но может на время и улучшить
настроение. Обычно эпилептоидные подростки пьют
помногу и, как говорят в таких случаях, полностью «вырубаются».
Истероидный персонаж эгоцентричен, театрален, жаждет
внимания к себе. Обычно окружающие осуждают такого подростка, и он вынужден
держать себя в норме, хотя это ему обычно не удается. С помощью алкоголя
самоконтроль устраняется, натура проявляет себя свободно, без тормозящего
влияния сознания. Выпивший подросток чувствует себя героем, ему все дозволено.
Неустойчивый
тип акцентуации знаменуется ленью, праздностью, тягой к удовольствиям и
развлечениям. Алкоголь для таких подростков и символ, и средство праздного провождения
времени, однако обычно они не напиваются до такой степени, как эпилептоидные.
Конформный тип
поведения проявляется в соглашательстве, повышенной внушаемости. Такой
подросток будет пить за компанию, даже если организм сопротивляется.
Наркотизм и наркомания. В исследованиях индивидуально-психических особенностей
подростков, употребляющих наркотики, отражен ряд факторов, связанных с развитием
заболевания: неадекватное разрешение и трудности кризисов развития; влияние
врожденных особенностей психики; антиобщественная направленность поведения;
эмоциональные нарушения; психологическая дезадаптация;
мотивационная направленность подростков, желающих попробовать наркотики, найти
новые и необычные ощущения, присоединиться к группе.
По наблюдениям
врачей-наркологов, 2/3 подростков впервые приобщаются к наркотикам из
любопытства, желая узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу
навязывают обманом, под видом сигареты или напитка.
До 90% наркоманов
начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников. У них
есть специфический жаргон: «косяк» — папироса с гашишем, «морфа» — морфий,
«колеса» — таблетки, «стекло» — ампулы, «сесть на иглу» — начать внутривенные
вливания, «дыра» — источник снабжения наркотиками. Есть у наркоманов
стереотипы поведения, которые указывают на принадлежность к «своим».
Помимо
вреда для здоровья, наркотизм почти неизбежно
означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются
наркотики, а затем он сам начинает совершать более серьезные правонарушения.
В Исследованиях
было выявлено, что среди подростков, систематически употребляющих гашиш, чаще
всего встречаются эпилептоидные — 44%, истероидные - 11% и лабильные — 11%. Психастенические и
шизоидные встречаются несколько реже — 8%. Эпизодически употребляют гашиш
чаще других эпилептоидные подростки — 28%, исте-роидные — 14% и лабильные — 9%.
Используют
внутривенные вливания опия эпилептоидные— 30%, истероидные — 26%, шизоидные и лабильные — 13%.
Злоупотребляют алкогольными напитками с эпизодическим использованием гашиша эпилептоидные подростки — 50%, неустойчивого типа — 17%, истероидные и лабильные — 11 % [15].
В другом
исследовании изучались подростки допризывного возраста, употребляющие
токсические и наркотические вещества и состоящие на учете в наркологическом
диспансере и инспекции по делам несовершеннолетних. Среди них было 93% лиц с
акцентуированными чертами характера. При этом в основном превалировали
подростки с неустойчивым типом акцентуации — 39%, с шизоидной акцентуацией —
21% и эпилептоидной — 19%. Конформный и циклоидный
типы акцентуаций не встретились [35].
Агрессивное
поведение. Подростковая агрессия — чаще всего следствие озлобленности и
пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливости
(бросил отец, плохие отношения в школе, отчислили из спортивной секции и т.
д.). Изощренную жестокость могут проявлять также жертвы гиперопеки,
не имевшие в детстве самостоятельности, возможности экспериментировать и отвечать
за свои поступки. Жестокость для них — своеобразный сплав мести,
самоутверждения и одновременно самопроверки. Подростковые акты вандализма и
жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой
солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом,
когда возбуждение проходит, сами подростки не могут объяснить.
Суицидальное
поведение. У подростков
значительно чаще, чем у взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» —
самоубийство под влиянием чьего-либо примера. Среди подростков, обследованных
А. Е. Личко, 32% суицидальных попыток приходится на
долю 17-летних, 31% —16-летних, 21% — 15-летних, 12% — 14-летних [25, с. 72].
Юноши совершают самоубийство вдвое чаще девушек. Многие попытки покончить с
собой имеют демонстративный характер.
За подростковыми
самоубийствами стоят серьезные социальные и психологические проблемы. В
психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая
неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти в таких
случаях не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из
самой жизни. Для подросткового, юношеского возраста это особенно характерно.
Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно
незначительный — что-то вдруг переполняет чашу терпения. Для профилактики
юношеских самоубийств необходимо создание такого психологического климата,
чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным.
Агрессивное
и суицидальное поведение — формы социальной дезадаптации
подростков. Они свидетельствуют о том, что личность не смогла справиться с
выпавшими на ее долю обстоятельствами или испытаниями. Как было выявлено,
социальная дезадаптация сопровождается повышенными
показателями эпилептоидных, истероидных
и лабильных черт [33].
Криминальная
направленность. Криминальная
ориентация у подростков мужского пола связана с шизоидными чертами;
криминальная направленность у подростков женского пола — с шизоидными чертами,
но выражены также показатели эпилептоидности и истероидности [32].
1.
Агрессивные
дети часто бывают вооружены.
2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в
диалоге не использовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права
оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
3. Общение на равных, но не впадать в
зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
4. В открытую не
бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные
реакции.
5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым
лицом, действуйте при минимуме слов.
6.
Обсуждайте
поведение только после успокоения.
7. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы
отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное
решение. «Имя... , ты расстроился, потому что ... . Ты
можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы
успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только
в дополнение сказанному.
9.
Пусть
за что-то отвечает в школе.
10.Перед сильными
элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы,
слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать
себе обидеться по мелочам на него.
11.Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в
какой-то момент это перестает действовать и Вы будете
неубедительны и бессильны.
12.«Воинственность» ребенка можно успокоить
своим спокойствием.
13.Свое плохое настроение не разряжать на
нем.
14.Найти повод похвалить его, особенно это
хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были
к его поступку, а не к личности в целом.
с гиперактивными детьми с истерическими
реакциями
1.
Игнорировать
истерические реакции.
2.
Предупредить
класс не обращать внимания в момент истерики.
3. Хвалить позитивные поступки для
закрепления нового стиля поведения.
4.
Не
стремиться угодить.
5. Не обращать постоянно внимание на его
плохое поведение - это ему и надо (подсознательно).
6. Чаще давайте понять, что он вправе сам
решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7. Занять таким видом деятельности, чтобы он
мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к.
неутолимая жажда признания.
8. Высокий уровень притязаний. Определить
круг доступных притязаний.
9.
Требует
много льгот для себя.
10.Лживы, способны входить в доверие. Не попадать
под влияние и не позволять манипулировать собой.
11.Не критиковать личность в целом, а его
поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков — одно замечание или наказание.
12.Пусть эмоции будут проявляться бурно, но
не грубо, в рамках дозволенного.
13.Усилить систему поощрений и наказаний
(наказание — неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
14.Если ребенок осознал проступок, то с ним
беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15.Влияние всепрощающих взрослых устраняется.
Семья один человек - требования всех членов едины.
16.Ожесточить режим. Пресекать бесцельное
времяпровождение.
17.Ребенок должен нести ответственность за
помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
18.Не позволять выполнять другое дело, пока
не доделает до конца первое.
19.Четко ориентировать в понятиях «хорошо»,
«плохо», «надо».
20.Повышать самооценку, уверенность в себе.