Акцентуации и девиантное поведение

В наиболее сложных случаях воспитатели сталкиваются с сочетанием двух явлений: акцентуаций и отклоняющегося (девиантного) поведения.

Девиантное поведение — это система поступков, не соот­ветствующих общепринятым или подразумеваемым нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (19, с. 237). В плане девиантного поведения подрост­ковый период считают периодом повышенного риска. Ска­зываются известные нам факторы: во-первых, трудности пе­реходного возраста; во-вторых, пограничность и неопреде­ленность социального положения подростка; в-третьих, про­тиворечия, обусловленные перестройкой механизмов соци­ального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действу­ют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дис­циплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли; в-четвертых, акцентуированные черты характера.

Девиантное поведение проявляется в конкретных фор­мах, с которыми приходится иметь дело педагогам и родите­лям.

Алкоголизм. Особенность наркотического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной сторо ны, он (особенно в больших дозах) подавляет психическую активность, с другой — стимулирует ее (особенно в малых дозах), снимая торможение и тем самым давая выход подав­ленным желаниям и импульсам.

Социологические и этнографические исследования пьян­ства выявили несколько закономерностей:

а) опьянение, как известно, снижает чувство тревоги, по­этому пьянство чаще встречается там. где больше социальнонапряженных и конфликтных ситуаций;

б) выпивка связана со специфическими формами социаль­ного контроля: в одних случаях она является элементом ка­ких-либо ритуалов, а в других — выступает как антинорма­тивное поведение, с помощью которого подросток может ут­верждать себя;

в) основной мотив пьянства у мужчин — желание чув­ствовать себя и казаться сильнее; пьяный старается привлечьвнимание к себе, часто ведет себя агрессивно.

Что же способствует алкоголизации подростков? Алкого­лизм нередко коренится во внутреннем конфликте, обуслов­ленном стремлением личности преодолеть тягостное чувство зависимости. Если гиперопека, имевшая место со стороны воспитателей в раннем детстве, сменится затем их установ­кой на самостоятельность и личные достижения подростка, то ему трудно совместить эти противоречия. Это вызывает мотивационный конфликт, находящий разрешение в алкоголь­ном опьянении.

Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от застенчивости и избыточного самоконтроля. Важную роль иг­рает также стремление к экспериментированию — хочется попробовать напиток, с которым связано столько романти­ческих историй, приключений, .мифов о мужественности и ВЗРОСЛОСТИ.    

И, конечно, нельзя игнорировать такую причину пьянства среди подростков, как отрицательный пример родителей (если он был или есть). Редко бывает так, чтобы пьянство родите­лей не отразилось на пристрастии к алкоголю детей.

Подростки с различными акцентуациями наиболее пред­расположены к употреблению алкоголя, поскольку его нарко­тические свойства оказывают определенное воздействие на психику. Вначале алкоголь действует подобно лекарству, а затем, когда к нему привыкает организм, формируется пси­хическая и физическая зависимость, т. е. появляется алко­голизм — психическая болезнь.

Гипертимный подросток отличается почти всегда хоро­шим, повышенным настроением, стремится к лидерству и общению. Такой легко становится «добычей» пьющей ком­пании: ему трудно воздержаться от предложений выпить, поскольку он может потерять свою позицию лидера, произ­вести впечатление слабака или труса.

Циклотимный подросток, у которого отмечаются перепа­ды настроения, с помощью алкоголя может продлевать пери­оды подъема энергии и блокировать периоды ее спада. Обыч­но такой подросток склонен к употреблению алкоголя в гипертимной фазе.

Подросток с лабильным типом акцентуации — тонко чув­ствующая натура. Алкоголь способен «скрашивать» негатив­ные переживания, неудачи во взаимоотношениях с окружа­ющими — взрослыми и сверстниками.

Астено-невротический тип акцентуаций связан с утомля­емостью, раздражительностью, ипохондричностью. При по­мощи алкоголя такой подросток может поднимать себе на­строение, «готовить себя» к решительным поступкам, «ста­новиться» смелым.

Сенситивный тип акцентуации отличает большая впечат­лительность и чувство собственной неполноценности. Казалось бы, что с помощью алкоголя такой подросток мог бы преодолевать робость и застенчивость, обретать чувство уве­ренности в себе, однако, к счастью, сенситивные подростки крайне редко решаются принимать алкоголь, среди них прак­тически не встречаются злоупотребляющие спиртными на­питками и курильщики.

Психастенический тип отличается тревожной мнитель­ностью, склонностью к самоанализу. Хотя алкоголь спосо­бен «снять» тревогу, но к нему подростки с данной акценту­ацией прибегают очень редко.

Для шизоидного типа характерны замкнутость, трудность установления контактов, закрытость для окружающих. Если подросток считает, что эти качества ему мешают, и если сверст­ники обращают на них внимание, то алкоголь «способствует их преодолению»—он может «раскрепощать» личность, помогать установлению контактов. Однако алкоголизация и нарушение законов встречаются у шизоидных подростков нечасто.

Эпилептоидный тип акцентуации проявляется в злобно-тоскливом настроении, в приступах сильных и длительных аффектов. Алкоголь может усиливать эти проявления лично­сти, но может на время и улучшить настроение. Обычно эпилептоидные подростки пьют помногу и, как говорят в таких случаях, полностью «вырубаются».

Истероидный персонаж эгоцентричен, театрален, жаждет внимания к себе. Обычно окружающие осуждают такого подростка, и он вынужден держать себя в норме, хотя это ему обычно не удается. С помощью алкоголя самоконтроль устраняется, натура проявляет себя свободно, без тормозя­щего влияния сознания. Выпивший подросток чувствует себя героем, ему все дозволено.

Неустойчивый тип акцентуации знаменуется ленью, праз­дностью, тягой к удовольствиям и развлечениям. Алкоголь для таких подростков и символ, и средство праздного провождения времени, однако обычно они не напиваются до та­кой степени, как эпилептоидные.

Конформный тип поведения проявляется в соглашатель­стве, повышенной внушаемости. Такой подросток будет пить за компанию, даже если организм сопротивляется.

Наркотизм и наркомания. В исследованиях индивиду­ально-психических особенностей подростков, употребляю­щих наркотики, отражен ряд факторов, связанных с развити­ем заболевания: неадекватное разрешение и трудности кри­зисов развития; влияние врожденных особенностей психи­ки; антиобщественная направленность поведения; эмоцио­нальные нарушения; психологическая дезадаптация; мотивационная направленность подростков, желающих попробовать наркотики, найти новые и необычные ощущения, присоеди­ниться к группе.

По наблюдениям врачей-наркологов, 2/3 подростков впер­вые приобщаются к наркотикам из любопытства, желая уз­нать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка.

До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников. У них есть специфический жаргон: «косяк» — папироса с гашишем, «морфа» — морфий, «коле­са» — таблетки, «стекло» — ампулы, «сесть на иглу» — на­чать внутривенные вливания, «дыра» — источник снабже­ния наркотиками. Есть у наркоманов стереотипы поведения, которые указывают на принадлежность к «своим».

Помимо вреда для здоровья, наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкульту­ру, где приобретаются наркотики, а затем он сам начинает совершать более серьезные правонарушения.

В Исследованиях было выявлено, что среди подростков, систематически употребляющих гашиш, чаще всего встре­чаются эпилептоидные — 44%, истероидные - 11% и лабильные — 11%. Психастенические и шизоидные встреча­ются несколько реже — 8%. Эпизодически употребляют га­шиш чаще других эпилептоидные подростки — 28%, исте-роидные — 14% и лабильные — 9%.

Используют внутривенные вливания опия эпилептоидные— 30%, истероидные — 26%, шизоидные и лабильные — 13%. Злоупотребляют алкогольными напитками с эпизодическим использованием гашиша эпилептоидные подростки — 50%, неустойчивого типа — 17%, истероидные и лабильные — 11 % [15].

В другом исследовании изучались подростки допризыв­ного возраста, употребляющие токсические и наркотические вещества и состоящие на учете в наркологическом диспансе­ре и инспекции по делам несовершеннолетних. Среди них было 93% лиц с акцентуированными чертами характера. При этом в основном превалировали подростки с неустойчивым типом акцентуации — 39%, с шизоидной акцентуацией — 21% и эпилептоидной — 19%. Конформный и циклоидный типы акцентуаций не встретились [35].

Агрессивное поведение. Подростковая агрессия — чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуваже­ния в результате пережитых жизненных неудач и несправед­ливости (бросил отец, плохие отношения в школе, отчисли­ли из спортивной секции и т. д.). Изощренную жестокость могут проявлять также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве самостоятельности, возможности экспериментировать и от­вечать за свои поступки. Жестокость для них — своеобраз­ный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопро­верки. Подростковые акты вандализма и жестокости, как пра­вило, совершаются сообща, в группе. Совместно совершае­мые антисоциальные действия укрепляют чувство группо­вой солидарности, доходящее в момент действия до состоя­ния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки не могут объяснить.

Суицидальное поведение. У подростков значительно чаще, чем у взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» — самоубийство под влиянием чьего-либо примера. Сре­ди подростков, обследованных А. Е. Личко, 32% суицидаль­ных попыток приходится на долю 17-летних, 31% —16-лет­них, 21% — 15-летних, 12% — 14-летних [25, с. 72]. Юноши совершают самоубийство вдвое чаще девушек. Многие попыт­ки покончить с собой имеют демонстративный характер.

За подростковыми самоубийствами стоят серьезные соци­альные и психологические проблемы. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти в таких случаях не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из самой жиз­ни. Для подросткового, юношеского возраста это особенно характерно. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительный — что-то вдруг пе­реполняет чашу терпения. Для профилактики юношеских самоубийств необходимо создание такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, не­признанным, неполноценным.

Агрессивное и суицидальное поведение — формы соци­альной дезадаптации подростков. Они свидетельствуют о том, что личность не смогла справиться с выпавшими на ее долю обстоятельствами или испытаниями. Как было выяв­лено, социальная дезадаптация сопровождается повышен­ными показателями эпилептоидных, истероидных и лабиль­ных черт [33].

Криминальная направленность. Криминальная ори­ентация у подростков мужского пола связана с шизоидными чертами; криминальная направленность у подростков жен­ского пола — с шизоидными чертами, но выражены также показатели эпилептоидности и истероидности [32].

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.

2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не исполь­зовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способ­ны.

3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.

4. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.

5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

6. Обсуждайте поведение только после успокоения.

7. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.

8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково воз­можное решение. «Имя... , ты расстроился, потому что ... . Ты мо­жешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сде­лать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Пред­лагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

9. Пусть за что-то отвечает в школе.

10.Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мело­чам на него.

11.Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.

12.«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

13.Свое плохое настроение не разряжать на нем.

14.Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ

с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

1. Игнорировать истерические реакции.

2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.

3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4. Не стремиться угодить.

5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение - это ему и надо (подсознательно).

6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неуто­лимая жажда признания.

8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных при­тязаний.

9. Требует много льгот для себя.

10.Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

11.Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков — одно замечание или наказание.

12.Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

13.Усилить систему поощрений и наказаний (наказание — неподвижностью). Такое наказание он запомнит.

14.Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15.Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек - требования всех членов едины.

16.Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.

17.Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.

18.Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до кон­ца первое.

19.Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20.Повышать самооценку, уверенность в себе.

 

Hosted by uCoz