Этический кодекс психолога службы практической психологии в системе образования.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Главной целью Этического кодекса яв­ляется установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из осо­бенностей профессиональной деятельнос­ти психолога.  Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликт­ных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психоло­гов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконт­рольного и неквалифицированного исполь­зования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредита­ции. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребен­ка» и действующим российским законо­дательством.

Данный Этический кодекс распростра­няется на все профессиональные виды деятельности психолога. К ним относятся клиническая и консультативная психоло­гическая практика, диагностика, обучение, тренинг и супервизорство, создание тес­товых и измерительных методик, обучаю­щее консультирование, организационное консультирование, проведение социальных вмешательств и другие подобные занятия.

При приеме на работу в образовательные учреждения психолога необходимо знакомить с Этическим кодексом. Усло­вия соблюдения Кодекса могут быть вклю­чены в текст трудового договора с педа­гогом-психологом системы образования. Соответствие деятельности психолога по­ложениям Этического кодекса является необходимым условием при аттестации специалиста. В ходе аттестации факты грубого нарушения Этического кодекса могут быть квалифицированы как несоот­ветствие занимаемой должности и повлечь за собой меры, предусмотренные трудо­вым законодательством. Для решения спорных этических вопросов создается этическая комиссия в составе областного научно-методического совета службы прак­тической психологии образования.

ОСНОВНЫЕ

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Этические принципы призваны обеспе­чить:

решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимо­действие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, с которыми работает психо­лог; сохранение доверия между психоло­гом и клиентом;

укрепление авторитета психологи­ческой службы образования среди учащих­ся, родителей и педагогической обществен­ности.

Основными этическими принципами являются:

1.     Принцип конфиденциальности.

2.  Принцип компетентности.

3.  Принцип ответственности.

4.  Принцип этической и юридической
правомочности.

5.  Принцип квалифицированной пропа­ганды психологии.

6.  Принцип благополучия клиента.

 

7.       Принцип профессиональной коопе­рации. 

8.   Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

9.   Принцип морально-позитивного эф­фекта профессиональных действий психо­лога.

Данные принципы согласуются с про­фессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в других странах мира.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит, сознательному или случайному раз­глашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2.   Лица, участвующие в психологи­ческих исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомле­ны об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим за­интересованным лицам и (или) учрежде­ниям.

3.   Участие учащихся,  воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирова­ние, коррекция, психотерапия и др.) дол­жно быть сознательным и добровольным*.

4.  Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необ­ходима ему для решения задач, определя­емых планом его работы и спецификой учреждения, где он работает.

5.     Если информация, полученная от кли­ента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психо­лога во время его аттестации), она долж­на быть предоставлена в форме, исклю­чающей идентификацию личности клиен­та экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности**.

6.  Отчеты о профессиональной деятель­ности, результаты исследований и публи­кации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

7.  На присутствие третьих лиц во вре­мя диагностики или консультирования не­обходимо предварительное согласие кли­ента или лиц, несущих за него ответствен­ность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

8.        Администрация  образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, долж­на быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохране­ния профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к ситуации образования.

2. Принцип компетентности

1.  Психолог постоянно повышает уро­вень своей профессиональной компетент­ности, знакомится с последними дости­жениями в области психологии.

2.Психолог применяет только надеж­ные и валидные методы изучения психи­ческих свойств, качеств и состояний личности, способствует применению их другими.

3.Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

4.В интересах оптимального выполнения своей задачи психолог сотрудничает с    другими психологами и с представителями смежных отраслей науки.

5. Психолог самостоятельно выбирает    процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется    с экспертом в соответствующей области    (руководителем методического объедине­ния, членом научно-методического совета службы практической психологии и дру­гими специалистами).

6. Новые психолого-педагогические про­граммы, используемые в повседневной массовой практике, утверждаются на об­ластном научно-методическом совете служ­бы практической психологии.

7. Психолог имеет право проводить ана­лиз использования психологических мето­дик педагогами и другими участниками образовательного процесса.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессио­нальную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и жи­вет. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия об­щества.

2, Проводя исследования, психолог за­ботится прежде всего о благополучии лю­дей и не использует результаты работы им во вред.

4.   Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психоло­гическую работу сам или она идет под его руководством.

5.   Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на пси­хологические темы, сделанные в сред­ствах массовой информации и в публич­ных выступлениях. Психолог в публич­ных выступлениях не имеет права пользо­ваться непроверенной информацией, вво­дить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6.   Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологи­ческих процедур только в тех случаях, ког­да альтернативные пути достижения этих целей невозможны.  Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окон­чания этой работы.

 

4. Принцип этической и юридической правомочности

1.  Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действую­щим законодательством и профессиональ­ными требованиями к проведению пси­хологических исследований.

2.  В случае расхождения между норма­ми данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образо­вательного учреждения психолог руковод­ствуется нормами данного Кодекса. По­добные случаи доводятся до сведения ад­министрации учреждения,  где работает психолог, и профессиональной психологи­ческой  общественности  (методическое объединение) или областного научно-ме­тодического совета службы практической психологии.

3.  Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с детьми, их род­ственниками, педагогами, другими участ­никами образовательного процесса и об­щественностью .

4.  Психолог может выполнять свои обя­занности официального эксперта в соот­ветствии с законом. В случаях, когда не­обходимо психологическое заключение, он выступает в качестве должностного лица, помня, что его мнение играет важную роль в защите интересов общества и конкретного гражданина (ребенка, педагога и т.п.).

 

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1.      В любых сообщениях, предназначен­ных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать ин­формации о специальных диагностических методах. Информация о таких методах воз­можна только в сообщениях для специали­стов.

2.  Во всех сообщениях психолог дол­жен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с ре­альным положением дел. Следует воздер­живаться от любых высказываний, кото­рые могут повлечь за собой неоправдан­ные ожидания от психолога.

3.      Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, сту­дентов, супервизоров и других участни­ков исследований. В случаях, когда обя­занности психолога вступают в противо­речие  с  этическими  нормами,  психолог разрешает эти конфликты, руководству­ясь принципом «не навреди».

2. Психолог должен отдавать предпоч­тение интересам клиента при определении целей и планировании процедуры, ха­рактере проведения диагностического об­следования. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм, ува­жать личность человека, с которым ра­ботает.

3. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискри­минации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному стату­су, возрасту, полу, национальности, вероис­поведанию, интеллекту и любым другим отличиям.

7. Принцип профессиональной кооперации

1.      Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их ра­боты независимо, от собственных теоре­тических и методических предпочтений.

2.  Психолог воздерживается от публич­ных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии кли­ентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специали­стов. В тех случаях, когда психолог узна­ет об этических  нарушениях другого пси­холога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемле­мому разрешению ситуации и при этом не будет нарушено право на конфиденциаль­ность.

Если этическое нарушение не мо­жет быть устранено неформальным пу­тем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объедине­ния (МО), в конфликтных ситуациях — на этическую комиссию областного науч­но-методического совета службы практи­ческой психологии образования.

4.   Психолог при рецензировании мате­риалов, представленных к публикации на грант или в других целях, уважает кон­фиденциальность и авторские права.

5.   После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повто­рив анализ. Авторские права на психоло­гические данные принадлежат, собравшей их стороне.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1.  Психолог информирует клиента о це­лях и содержании психологической рабо­ты, проводимой с ним, применяемых ме­тодах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2.  В процессе диагностики или психо­логического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оце­нивает различные  аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятель­ного решения. В ходе работы по оказа­нию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип доброволь­ности со стороны клиента. Клиент в лю­бой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отка­заться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту.

3.  Психолог должен  информировать участников психологической работы о важ­ных аспектах деятельности, которые мо­гут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей ра­боте: физический риск, дискомфорт, не­приятный эмоциональный опыт и др.

4.  Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную термино­логию и доступный для понимания клиен­та язык. Психолог формулирует и излага­ет результаты обследования в терминах, понятных клиенту.

5.  Заключение по результатам обследо­вания не должно носить категорический характер,  оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Ре­комендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых усло­вий.

6.  В ходе обследования психолог дол­жен выявлять и подчеркивать способнос­ти и возможности клиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках.

 

9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога

 

1.     Психолог должен делать все возмож­ное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструмен­тарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуют­ся непрофессионалы или когда исследова­ние болезненно затрагивает такие индиви­дуальные особенности, как возраст, пол, расовая, и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус.

2.  В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психоло­гического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практи­ческим нуждам заказчика.

3.     При выступлениях в средствах массо­вой информации психолог должен высказывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и прак­тики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные измене­ния в общественном мнении или эмоцио­нальном состоянии адресата.

4.  Психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать  психологию как науку.

 

* В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

** Вся психологическая информация может заноситься в специальную кар­ту, которая шифруется при регистра­ции клиента.

 

Hosted by uCoz