ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В ШКОЛЫ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
1. Приему в школы для детей с нарушениями зрения подлежат дети с остротой центрального зрения на лучшем глазу в пределах от 0 до 0,4.
Офтальмологические показания к направлению в школы для детей с нарушениями зрения устанавливаются строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций-остроты центрального зрения с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами, поля зрения, а также характера поражения органа зрения и течения патологического процесса на обоих или лучшем глазу. Принимается во внимание не только основной, но и сопутствующий офтальмологический диагноз, а также все данные, полученные в результате различных офтальмологических исследований.
II. В школу слепых принимаются дети:
1) с остротой центрального зрения на лучшем глазу ниже 0, 04 (включительно) с переносимой коррекцией;
2) с остротой центрального зрения на лучшем глазу 0,05-0,08 с переносимой коррекцией при атрофии зрительного нерва, пигментной дистрофии сетчатки, при других ретинитах, хориортинитах, дистрофии желтого пятна, при злокачественной прогрессирующей близорукости, при гидрофтальме и других видах глаукомы, а также при заболеваниях, характеризующихся частыми приступами ухудшения зрения и прогрессирующим падением зрения;
3) с концентрическим сужением поля зрения до 35 градусов или с центральной скотомой.
III. В школу слабовидящих принимаются дети:
а) с остротой центрального зрения в пределах 0,05-0,4 с переносимой коррекцией на лучшем глазу в зависимости от состояния других зрительных функций (поля зрения, остроты центрального зрения для близи), формы и течения патологического процесса;
б) с остротой центрального зрения на лучшем глазу выше 0,05 с переносимой коррекцией при катаракте, афакии, дальнозоркости, дальнозорком астигматизме, близорукости высоких степеней и близоруком астигматизме, характеризующихся стационарным состоянием;
в) с более высокой остротой центрального зрения в случае часто рецидивирующихся кератитов, иридоциклитов, увеитов, при близорукости свыше 10 Д и дальнозоркости свыше 8,0 Д или при астигматизме свыше 5,0 Д с наличием астенопических явлений
развивающихся при работе на близком расстоянии;
г) во всех случаях дети должны читать шрифт № 9 таблицы для определения зрения вблизи с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами с расстояния не ближе 15 см.
IV. В связи с состоянием здоровья и другими причинами дети с нарушениями зрения могут приниматься в школу с превышением приемного возраста на один-два, а иногда и более лет. В дошкольные группы могут приниматься дети 6-летнего возраста.
Слепые и слабовидящие умственно отсталые дети выделяются в особые классы для умственно отсталых слепых, слабовидящих, организуемые при одной из соответствующих школ по решению областного отдела народного образования.
Зачисление детей в класс умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее одного года установлено, что неуспеваемость обусловлена умственной отсталостью.
V. Не подлежат направлению в школу для детей с нарушениями зрения:
а) глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в степени имбецильности, идиотии);
б) дети-психопаты с глубокими отклонениями в поведении и нарушениями эмоционально-волевой сферы:
в) дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, не позволяющими им самостоятельно передвигаться и обслуживать себя;
г) слепоглухонемые дети (последние обучаются в специальном интернате Министерства социального обеспечения РСФСР).
VI. Направление детей в школы
слепых и слабовидящих производится только на основании решения республиканской
или областной медико-педагогической комиссии. Директор школы несет личную ответственность за прием детей в школу без
соответствующего решения комиссии.
ИНСТРУКЦИЯ
НО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В ШКОЛЫ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ
1. Приему в школы для детей с
нарушениями слуха подлежат дети, имеющие потерю слуха, средняя величина которой
в речевой области (частоты их от 500 до 4000 герц) составляет от 30 до 75
децибел и выше. Состояние слуха определяется по данным
восприятия разговорной и шепотной
речи (если есть данные тотальной аудиометрии, они учитываются наряду с данными
проверки слуха на речь.)
II. В школы для глухих
принимаются:
- дети с полным отсутствием слуха
и речи, а так же дети с потерей слуха более 75 децибел, реагирующие на громкий
голос II различающие некоторые речевые звуки (напр., гласные а, о, у).
- Дети 6-7-летнего возраста, не
имеющие дошкольной подготовки, принимаются в приготовительный класс;
- дети, получившие дошкольную
подготовку, принимаются в 1 класс.
III. В школы для слабослышащих и позднооглохших принимаются:
- дети с потерей слуха в речевой
области от 30 до 75 децибел, различающие речь (слова и фразы обычной
разговорной громкости на расстоянии до 3 м от уха) и страдающие вследствие
недостаточности слуха различной степенью недоразвития речи;
- дети, оглохшие в школьном и
дошкольном возрасте, но сохранившие речь хотя бы со значительными нарушениями;
- дети, различающие речь разговорной
громкости на расстоянии больше 3 м, но страдающие существенным недоразвитием
речи, препятствующим их обучению в общеобразовательной школе.
IV. Уровень речевого развития
выявляется в результате индивидуальной проверки словарного запаса, произношения
и навыков владения самостоятельно описательно-повествовательной речью. При этом
учитываются степень и характер понижения
слуха, время возникновения
тугоухости, индивидуальные особенности ребенка и условия его развития до
поступления в школу.
В зависимости от состояния
развития речи дети направляются в 1 или II отделение школы:
а) в первое отделение школы
принимаются слабослышащие, позднооглохшие дети с некоторыми недостатками речи
(косноязычие, небольшой аграмматизм и отклонения в
письме);
б) во второе отделение
школы принимаются слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием
(ограниченный словарник запас, выраженный аграмматизм,
искаженное произношение, отклонения в письме, затруднения в понимании устной
речи и читаемого текста) и слабослышащие дети, которые пользуются фразовой
речью) состоящей из простых предложений, но с нарушениями их грамматического
оформления (нарушения порядка слов, пропуск отдельных членов предложения,
искажение морфологического оформления) и ограниченным словарным запасом.
V. Глухие, слабослышащие и
позднооглохшие умственно отсталые дети выделяются в особые классы для умственно
отсталых глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, организуемые при одной
из соответствующих школ решением областного отдела народного образования.
Зачисление детей в класс
умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической
комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними
на протяжении не менее одного года установлено, что
программа для них непосильна и что в основе их неуспеваемости лежит органически
обусловленная умственная отсталость.
VI. Не подлежат направлению в
школы глухих и слабослышащих:
а) дети с нарушенным слухом,
страдающие умственной отсталостью в степени имбецильности;
б) дети, страдающие глубокими
речевыми нарушениями при нормальном слухе (алалией, афазией и т. д. ).
VII. Направление детей в школы
глухих и слабослышащих производится только на основании решения республиканской
или областной медико-педагогической комиссии.
Директор школы несет личную ответственность за прием детей в школу без
соответствующего решения комиссии.