ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В ШКОЛЫ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

1. Приему в школы для детей с нарушениями зрения подлежат дети с остротой центрального зрения на лучшем глазу в пределах от 0 до 0,4.

Офтальмологические показания к направлению в школы для детей с нарушениями зрения устанавливаются строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций-остроты центрального зрения с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами, поля зрения, а также характера поражения органа зрения и течения патологического процесса на обоих или лучшем глазу. Принимается во внимание не только основной, но и сопутствующий офтальмологический диагноз, а также все данные, полученные в результате различных офтальмологических исследований.

II. В школу слепых принимаются дети:

1) с остротой центрального зрения на лучшем глазу ниже 0, 04 (включительно) с переносимой коррекцией;

2) с остротой центрального зрения на лучшем глазу 0,05-0,08 с переносимой коррекцией при атрофии зрительного нерва, пигментной дистрофии сетчатки, при других ретинитах, хориортинитах, дистрофии желтого пятна, при злокачественной прогрессирующей близорукости, при гидрофтальме и других видах глаукомы, а также при заболеваниях, характеризующихся частыми приступами ухудшения зрения и прогрессирующим падением зрения;

3) с концентрическим сужением поля зрения до 35 градусов или с центральной скотомой.

III. В школу слабовидящих принимаются дети:

а) с остротой центрального зрения в пределах 0,05-0,4 с переносимой коррекцией на лучшем глазу в зависимости от состояния других зрительных функций (поля зрения, остроты центрального зрения для близи), формы и течения патологического процесса;

б) с остротой центрального зрения на лучшем глазу выше 0,05 с переносимой коррекцией при катаракте, афакии, дальнозоркости, дальнозорком астигматизме, близорукости высоких степеней и близоруком астигматизме, характеризующихся стационарным состоянием;

в) с более высокой остротой центрального зрения в случае часто рецидивирующихся кератитов, иридоциклитов, увеитов, при близорукости свыше 10 Д и дальнозоркости свыше 8,0 Д или при астигматизме свыше 5,0 Д с наличием астенопических явлений

развивающихся при работе на близком расстоянии;

г) во всех случаях дети должны читать шрифт № 9 таблицы для определения зрения вблизи с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами с расстояния не ближе 15 см.

IV. В связи с состоянием здоровья и другими причинами дети с нарушениями зрения могут приниматься в школу с превышением приемного возраста на один-два, а иногда и более лет. В дошкольные группы могут приниматься дети 6-летнего возраста.

Слепые и слабовидящие умственно отсталые дети выделяются в особые классы для умственно отсталых слепых, слабовидящих, организуемые при одной из соответствующих школ по решению областного отдела народного образования.

Зачисление детей в класс умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее одного года установлено, что неуспеваемость обусловлена умственной отсталостью.

V. Не подлежат направлению в школу для детей с нарушениями зрения:

а) глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в степени имбецильности, идиотии);

б) дети-психопаты с глубокими отклонениями в поведении и нарушениями эмоционально-волевой сферы:

в) дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, не позволяющими им самостоятельно передвигаться и обслуживать себя;

г) слепоглухонемые дети (последние обучаются в специальном интернате Министерства социального обеспечения РСФСР).

VI. Направление детей в школы слепых и слабовидящих производится только на основании решения республиканской или областной медико-педагогической комиссии. Директор школы несет личную ответственность за прием детей в школу без соответствующего решения комиссии.

 

ИНСТРУКЦИЯ НО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В ШКОЛЫ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ

1. Приему в школы для детей с нарушениями слуха подлежат дети, имеющие потерю слуха, средняя величина которой в речевой области (частоты их от 500 до 4000 герц) составляет от 30 до 75 децибел и выше. Состояние слуха определяется по данным

восприятия разговорной и шепотной речи (если есть данные тотальной аудиометрии, они учитываются наряду с данными проверки слуха на речь.)

II. В школы для глухих принимаются:

- дети с полным отсутствием слуха и речи, а так же дети с потерей слуха более 75 децибел, реагирующие на громкий голос II различающие некоторые речевые звуки (напр., гласные а, о, у).

- Дети 6-7-летнего возраста, не имеющие дошкольной подготовки, принимаются в приготовительный класс;

- дети, получившие дошкольную подготовку, принимаются в 1 класс.

III. В школы для слабослышащих и позднооглохших принимаются:

- дети с потерей слуха в речевой области от 30 до 75 децибел, различающие речь (слова и фразы обычной разговорной громкости на расстоянии до 3 м от уха) и страдающие вследствие недостаточности слуха различной степенью недоразвития речи;

- дети, оглохшие в школьном и дошкольном возрасте, но сохранившие речь хотя бы со значительными нарушениями;

- дети, различающие речь разговорной громкости на расстоянии больше 3 м, но страдающие существенным недоразвитием речи, препятствующим их обучению в общеобразовательной школе.

IV. Уровень речевого развития выявляется в результате индивидуальной проверки словарного запаса, произношения и навыков владения самостоятельно описательно-повествовательной речью. При этом учитываются степень и характер понижения

слуха, время возникновения тугоухости, индивидуальные особенности ребенка и условия его развития до поступления в школу.

В зависимости от состояния развития речи дети направляются в 1 или II отделение школы:

а) в первое отделение школы принимаются слабослышащие, позднооглохшие дети с некоторыми недостатками речи (косноязычие, небольшой аграмматизм и отклонения в письме);

б) во второе отделение школы принимаются слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием (ограниченный словарник запас, выраженный аграмматизм, искаженное произношение, отклонения в письме, затруднения в понимании устной речи и читаемого текста) и слабослышащие дети, которые пользуются фразовой речью) состоящей из простых предложений, но с нарушениями их грамматического оформления (нарушения порядка слов, пропуск отдельных членов предложения, искажение морфологического оформления) и ограниченным словарным запасом.

V. Глухие, слабослышащие и позднооглохшие умственно отсталые дети выделяются в особые классы для умственно отсталых глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, организуемые при одной из соответствующих школ решением областного отдела народного образования.

Зачисление детей в класс умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее одного года установлено, что программа для них непосильна и что в основе их неуспеваемости лежит органически обусловленная умственная отсталость.

VI. Не подлежат направлению в школы глухих и слабослышащих:

а) дети с нарушенным слухом, страдающие умственной отсталостью в степени имбецильности;

б) дети, страдающие глубокими речевыми нарушениями при нормальном слухе (алалией, афазией и т. д. ).

VII. Направление детей в школы глухих и слабослышащих производится только на основании решения республиканской или областной медико-педагогической комиссии.

Директор школы несет личную ответственность за прием детей в школу без соответствующего решения комиссии.

 

Hosted by uCoz