4.4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Абрамова Е.И.

Проблема использования презентаций Power Point в учебном процессе. С.65-67.

Психологический институт РАО

 Невозможно представить современный мир без информационных технологий. Роль мультимедии возрастает с каждым годом. Она охватывает практически все сферы нашей деятельности, и образование не является исключением. Использование мультимедийных средств на данный момент является неотъемлемой частью образовательного процесса. Средства мультимедии позволяют педагогам изложить материл в максимально доступной форме, опираясь на различные педагогические принципы, такие как интерактивность, индивидуализация, доступность, наглядность и т.д.

Одним из наиболее доступных и широко распространенных программных продуктов, применяемых в образовательном процессе, является Power Point. Несмотря на популярность данной программы, в ее использовании можно найти немало «подводных камней». Прежде всего, необходимо отметить, что наглядность не должна подменять собой цель обучения. Однако часто показ слайдов заменяет лекцию или урок, превращаясь в учебный фильм с большим количеством демонстрационного материала. Подобная ситуация неприемлема, поскольку центральными звеньями педагогического процесса являются педагог и учащиеся, а способ предъявления материала - лишь средство передачи необходимой информации и ее приема. Грамотное использование Power Point позволяет не только включиться в учебный процесс преподавателю, но также способствует получению обратной связи со стороны учащихся. Применение ИТ в процессе обучения -  достаточно новая для нас тема, и, к сожалению, не во всех учебных заведениях существуют мультимедийные аудитории. Именно по этой причине, не так много информации по использованию Power Point. Каждый педагог находит свой способ работы с данным программным продуктом. Тем не менее, существуют определенные правила, которые были сформулированы зарубежными специалистами и представлены на сайте NASFAA [1]. Некоторые из этих принципов расширены и дополнены российскими педагогами [2][3].

В обобщенном варианте эти принципы представлены в виде рекомендаций:

·                   Информация в PowerPoint не должна быть развернутой презентацией всего лекционного материала, а только кратким содержанием наиболее продуманных моментов. При этом существует опасность того, что сам материал, приобретя вид некого резюме, в конечном итоге потеряет свое истинное содержание и закрепится в сознании учащихся только в кратком изложении. Поэтому педагогу необходимо тщательно продумать тезисы, которые он выкладывает на слайде.

·                   Необходимо использовать презентации PowerPoint, только в том случае, если это повысит  заинтересованность со стороны аудитории и обеспечит эффективность понимания, позволит надолго удержаться в памяти учащихся.

·                   Использовать, так называемое, контурное визуальное представление (Outline View): самое важное, что есть в каждой презентации – это ее содержание, а не графическое оформление.

·                   На каждом слайде должно быть минимальное количество текста, поскольку избыток текстовой информации будет отвлекать аудиторию и затруднять прочтение материала со слайда.

·                   Необходимо помнить, что ни одна презентация не может подменить педагога. В данном случае педагогу отводится главная и исключительная роль; презентация является лишь вспомогательным средством.

·                   Текст презентации должен быть написан крупным шрифтом – не меньше 30 кегля.

·                   Преподавателю не следует читать со слайда. Информация на слайде только для учащихся. Педагог должен изложить намного больше информации, нежели это отражено в его презентации. По окончанию занятия можно раздать желающим листы с копиями материала, представленного на слайдах.

·                   Преподавателю не стоит самому стоять за компьютером и управлять слайдами - можно найти помощника среди учеников.

·                   Необходимо избавить презентацию от лишних диаграмм, таблиц, чрезмерного количества графических изображений. Это отвлекает внимание.

·                   Не нужно быстро «пробегать» по слайдам, перескакивая с одного на другой. Информация, изложенная в них, должна быть краткой и по существу. Для этого есть хорошее правило - 10/20/30: 10 слайдов за 20 минут  30 кеглем.  

·                   Не перегружать слайды анимацией. Текст в виде «пишущей машинки», «проявления с вращением» или «центрифуги» только отвлекает аудиторию от основной информации.

·                   Не использовать – яркий цвет, в качестве фона слайда. На таком фоне практически невозможно увидеть  текст.

·                   Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением.  

·                   Надо учитывать индивидуальные возможности восприятия учащихся. Особенно, если есть ученики, имеющие нарушения слуховой и зрительной сферы.

·                   Для того, чтобы учащиеся не переутомлялись и получили дальнейший положительный настрой, необходимо включать в содержание презентации интересные видеосюжеты,  которые подходят для данной темы.

·                   Важная роль отводится цветовому сочетанию и выдержанности стиля в оформлении слайдов, музыкального сопровождения и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сопровождение урока или лекции презентацией Power Point - процесс, который требует четко структурированного и аккуратного подхода со стороны педагога.

 

Список литературы:

1.                 http://www.nasfaa.org/publications/2007/awhappybirthdayppt.html

2.                 http://ito.edu.ru/2008/Moscow/III/2/III-2-7987.html

3.                 http://pedsovet.org/forum/topic58.html

Hosted by uCoz