4.4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ И
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Абрамова Е.И.
Проблема использования презентаций Power Point в учебном процессе. С.65-67.
Психологический институт РАО
Невозможно
представить современный мир без информационных технологий. Роль мультимедии
возрастает с каждым годом. Она охватывает практически все сферы нашей деятельности,
и образование не является исключением. Использование мультимедийных средств на
данный момент является неотъемлемой частью образовательного процесса. Средства
мультимедии позволяют педагогам изложить материл в максимально доступной форме,
опираясь на различные педагогические принципы, такие как интерактивность, индивидуализация,
доступность, наглядность и т.д.
Одним из наиболее доступных и широко распространенных
программных продуктов, применяемых в образовательном процессе, является Power Point.
Несмотря на популярность данной программы, в ее использовании можно найти
немало «подводных камней». Прежде всего, необходимо отметить, что наглядность
не должна подменять собой цель обучения. Однако часто показ слайдов заменяет
лекцию или урок, превращаясь в учебный фильм с большим количеством
демонстрационного материала. Подобная ситуация неприемлема, поскольку
центральными звеньями педагогического процесса являются педагог и учащиеся, а
способ предъявления материала - лишь средство передачи необходимой информации и
ее приема. Грамотное использование Power Point позволяет не только включиться
в учебный процесс преподавателю, но также способствует получению обратной связи
со стороны учащихся. Применение ИТ в процессе обучения - достаточно новая для нас тема, и, к сожалению,
не во всех учебных заведениях существуют мультимедийные аудитории. Именно по
этой причине, не так много информации по использованию Power Point. Каждый педагог
находит свой способ работы с данным программным продуктом. Тем не менее,
существуют определенные правила, которые были сформулированы зарубежными
специалистами и представлены на сайте NASFAA [1].
Некоторые из этих принципов расширены и дополнены российскими педагогами [2][3].
В обобщенном варианте
эти принципы представлены в виде рекомендаций:
·
Информация в PowerPoint не должна быть развернутой презентацией всего лекционного
материала, а только кратким содержанием наиболее продуманных моментов. При этом
существует опасность того, что сам материал, приобретя вид некого резюме, в конечном
итоге потеряет свое истинное содержание и закрепится в сознании учащихся только
в кратком изложении. Поэтому педагогу необходимо тщательно продумать тезисы,
которые он выкладывает на слайде.
·
Необходимо
использовать презентации PowerPoint,
только в том случае, если это повысит заинтересованность
со стороны аудитории и обеспечит эффективность понимания, позволит надолго
удержаться в памяти учащихся.
·
Использовать, так
называемое, контурное визуальное представление (Outline View): самое
важное, что есть в каждой презентации – это ее содержание, а не графическое оформление.
·
На каждом слайде
должно быть минимальное количество текста, поскольку избыток текстовой
информации будет отвлекать аудиторию и затруднять прочтение материала со
слайда.
·
Необходимо
помнить, что ни одна презентация не может подменить педагога. В данном случае
педагогу отводится главная и исключительная роль; презентация является лишь вспомогательным
средством.
·
Текст презентации
должен быть написан крупным шрифтом – не меньше 30 кегля.
·
Преподавателю не следует
читать со слайда. Информация на слайде только для учащихся. Педагог должен
изложить намного больше информации, нежели это отражено в его презентации. По
окончанию занятия можно раздать желающим листы с копиями материала, представленного
на слайдах.
·
Преподавателю не стоит
самому стоять за компьютером и управлять слайдами - можно найти помощника среди
учеников.
·
Необходимо
избавить презентацию от лишних диаграмм, таблиц, чрезмерного количества
графических изображений. Это отвлекает внимание.
·
Не нужно быстро
«пробегать» по слайдам, перескакивая с одного на другой. Информация, изложенная
в них, должна быть краткой и по существу. Для этого есть хорошее правило -
10/20/30: 10 слайдов за 20 минут 30 кеглем.
·
Не перегружать
слайды анимацией. Текст в виде «пишущей машинки», «проявления с вращением» или
«центрифуги» только отвлекает аудиторию от основной информации.
·
Не использовать –
яркий цвет, в качестве фона слайда. На таком фоне практически невозможно
увидеть текст.
·
Не должно быть
"лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением.
·
Надо учитывать
индивидуальные возможности восприятия учащихся. Особенно, если есть ученики,
имеющие нарушения слуховой и зрительной сферы.
·
Для того, чтобы
учащиеся не переутомлялись и получили дальнейший положительный настрой,
необходимо включать в содержание презентации интересные видеосюжеты, которые подходят для данной темы.
·
Важная роль
отводится цветовому сочетанию и выдержанности стиля в оформлении слайдов,
музыкального сопровождения и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что сопровождение
урока или лекции презентацией Power
Point - процесс, который требует четко структурированного и
аккуратного подхода со стороны педагога.
Список литературы:
1.
http://www.nasfaa.org/publications/2007/awhappybirthdayppt.html