Дактилология (от дактило... и ...логия),
своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук.
Первоначально Д. использовалась людьми, принимавшими на себя обет молчания:
потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Впоследствии Д.
стали использовать для общения с глухими.
Система Д. бывает одноручной и двуручной
(первая более удобна). Различные положения пальцев воспроизводят буквенный
алфавит (см. рис.), а воспринимающий следит за движением руки.
При дактилологической речи точно придерживаются правописания. При моноральной системе речи, т. е. считывании с губ, Д.
помогает воспринимать неуловимую глазом разницу между звонкими и глухими (г —
к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть,
с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на
груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).
Д. значительно облегчает глухим овладение
языком слов и пользование им. Дактильная речь может
быть усвоена глухими детьми в качестве первой речевой формы (до овладения
устной и письменной формами речи). В советских детских садах и начальных
классах школ для глухих детей Д. используется как основное средство обучения
словесной речи, а в старших классах этих школ — как вспомогательное средство.
При обучении слепоглухонемых (см. Слепоглухонемота ) Д. является единственным средством общения.
Схема строения уха человека: 1 — наружный слуховой проход; 2 — барабанная
перепонка; 3 — полость среднего уха (барабанная полость); 4 — молоточек; 5 —
наковальня; 6 — стремечко; 7 — полукружные каналы; 8 — преддверие; 9 — улитка;
10 — овальное окно; 11 — евстахиева труба.
Ухо состоит из трех основных частей:
Строение уха
Путь
звука
Ухо
- орган слуха и равновесия, в его функции входит восприятие звуковых волн и
движений головы. Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее и
внутреннее ухо.
Наружное ухо концентрирует звуковые
волны и проводит их к внутренним структурам. Звуковые колебания вызывают
колебания барабанной перепонки и трех крошечных связанных с ней костей (среднее
ухо). Энергия звуковых колебаний усиливается в среднем ухе и передается во
внутреннее ухо.
В плотной кости внутреннего уха
находятся два чрезвычайно чувствительных образования: улитка, собственно орган
слуха, и вставленный в нее перепончатый лабиринт - один из источников нервных
сигналов в центральной нервной системе, благодаря которым поддерживается
равновесие тела.
В улитке находятся тысячи крошечных
похожих на волосы ячеек, которые соединeны
с волокнами слухового нервa. Под действием звуковых
волн ячейки улитки вырабатывают электрохимические сигналы, которые направляются
через акустический нерв к головному мозгу. Мозг принимает нервные импульсы и
формирует звуковой образ.
Более подробно механизм работы уха
описывается в дальнейших разделах о каждой из его частей.
Наружное
ухо
1) Наружное ухо
концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.
2) В слуховом
канале вырабатывается ушная сера - воскообразный секрет сальных и серных желез.
Ушная сера служит для защиты кожи слухового канала от бактериальной инфекции и
для предотвращения попадания различных насекомых за счет специфического запаха.
3) Барабанная
перепонка - это мембрана, которая вибрирует под действием звука.
Среднее
ухо
Три миниатюрныe косточки 4 - 6 (самые
маленькие кости в человеческом теле) в среднем ухе передают движения от
барабанной перепонки к овальному окну. В соответствии с формой, косточки
называются молоточек, наковальня и стремя. Молоточек своей рукояткой (4)
прикреплен к центру барабанной перепонки при помощи связок, а его головка
соединяется с наковальней (5), которая, в свою очередь, прикреплена к стремени
(6). Молоточек (4) прочно фиксирован связками и находится в постоянном контакте
с барабанной перепонкой. Наковальня (5) с одной стороны соединена с молоточком,
а с другой - со стременем (6), обеспечивая тем самым передачу движений от
молоточка к стремени. Крошечные мышцы способствуют передаче звука, регулируя
движение этих косточек.
Оптимальным
условием для колебаний барабанной перепонки является одинаковое давление
воздуха с обеих ее сторон. Это обеспечивается благодаря тому, что барабанная
полость сообщается с внешней средой через носоглотку и слуховую трубу, которая
открывается в нижний передний угол полости. При глотании и зевании воздух
проникает в трубу, а оттуда в барабанную полость, что позволяет поддерживать в
ней давление, равное атмосферному.
7) Евстахиева (или
слуховая) труба соединяет среднее ухо с носоглоткой. При изменении давления
окружающего воздуха давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается
через слуховую трубу.
Внутреннее
ухо
8) Вестибулярная
система. Вестибулярная система в нашем ухе - это часть системы поддержания
равновесия тела. Сенсорные ячейки предоставляют информацию о положении и
движении нашей головы.
9) Улитка - это
непосредственно орган слуха, связанный со слуховым нервом. Название улитки
определяется ее спирально извитой формой. Это костный канал, образующий два с
половиной витка спирали и заполненный жидкостью. Анатомия улитки уха очень
сложна, некоторые ee функции до сих пор неисследованы.
Kортиев орган состоит из ряда
чувствительных, снабженных волосками клеток (12), которые покрывают базилярную
мембрану (13). Звуковые волны улавливаются волосковыми клетками и преобразуются
в электрические импульсы. Далее эти электрические импульсы передаются по
слуховому нерву (11) в головной мозг. Слуховой нерв состоит из тысяч тончайших
нервных волокон. Каждое волокно начинается от определенного участка улитки и
передает определенную звуковую частоту. Низкочастотные звуки, передаются по
волокнам, исходящим из верхушки улитки (14), а высокочастотные - по волокнам,
связанным с ее основанием. Таким образом, функцией внутреннего уха является
преобразование механических колебаний в электрические, так как мозг может
воспринимать только электрические сигналы.
Человеческое ухо - это маленькое чудо, а его способность
слышать уникальна. Каждое ухо индивидуально как отпечатки пальцев и способно
обнаруживать, распознавать и различать до миллиона различных звуков. Но так же
как в мире нет двух людей с одинаковым строением уха, нет и единой для всех
степени потери слуха. Шум на рабочем месте, последствие медицинских препаратов,
перенесенные в детстве болезни или травмы в уже взрослом возрасте - все эти
причины приводят к разным типам потери слуха у различных людей.
Все случаи потери слуха можно условно
разделить на три типа:
Кондуктивный
В этом случае
повреждено внутреннее или среднее ухо. При этом звуки окружающего мира не могут
нормально передаваться через слуховой канал или среднее ухо во
внутреннее. В большинстве случаев кондуктивная потеря
слуха может возникнуть из-за чрезмерного скопления серы в слуховом канале,
повреждения барабанной перепонки, воспаления среднего уха (чаще у детей), а
также травмы или дефекта косточек среднего уха.
Сенсорный
При этом типе потери слуха
повреждены волосковые клетки во внутреннем ухе. Они становятся неспособными
преобразовывать звуковые колебания в электрические сигналы, необходимые
слуховому нерву. Нервные магистрали в самом слуховом нерве также могут быть
травмированными, предотвращая тем самым доступ сигналов из мозга. Также
повреждения могут быть связаны с длительным пребыванием около источника
повышенного шума или в результате естественных возрастных процессов.
Смешанный
Этот случай потери
слуха сочетает элементы обоих предыдущих типов.
Методики воспитания и обучения детей с нарушением
слуха.
Начиная
воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый
ответственный выбор - выбор методики обучения. От вашего решения будет зависеть
вся дальнейшая судьба маленького беспомощного существа, которое должно стать
настоящим человеком, полноценной развитой личностью.
На
сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и
слабослышащих детей. Для того, чтобы сделать свой
выбор, родителям необходимо ответить на ряд вопросов: каким я хочу видеть
своего ребенка в будущем?; как я хочу общаться с ним?; каких друзей я хочу
видеть рядом со своим малышом?; в какой школе будет учиться мой ребенок?; какую
профессию он сможет выбрать?; где будет работать?; как он будет жить без нас?
Но самый главный вопрос, на который все родители должны ответить (и прежде всего самим себе) - сколько сил душевных,
физических и материальных я смогу потратить на воспитание и обучение своего плохослышащего малыша?
Чтобы
ответить на предложенные вопросы, необходимо изучить принципиальные позиции
методик воспитания и обучения детей с нарушением слуха.
Традиционно,
начиная с 16 века, различали два метода обучения глухих - «жестовый» и «чистый
устный» методы.
Жестовый
способ предполагал обучение глухих на основе жестового языка (определенный
жест является эквивалентом слова) и дактилологии (пальцевой азбуки, каждая
буква алфавита которой соответствует определенному пальцевому знаку). С помощью
чистого устного метода глухих учили говорить «без рук», используя только
устную и письменную речь. В настоящее время изменились методики, технологии,
техническая оснащенность процесса воспитания и обучения детей с нарушением
слуха, но суть методов во многом осталась прежней.
Необходимо
отметить, что основные подходы к обучению дошкольников с нарушением слуха в
отечественной педагогике базируются на исследованиях российских ученых
психологов, сурдопедагогов и во многом схожи. Авторы всех методик обучения
считают принципиальным учет закономерностей психо-физического развития дошкольников, обеспечение
всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем, раннее начало
обучения глухих и слабослышащих детей, создание «речевой среды» для
формирования речи. Но существуют и различия в методиках обучения и воспитания,
которые могут, в дальнейшем, повлиять на возможности полноценной адаптации в
обществе слышащих людей.
Первая
методика воспитания и обучения глухих (слабослышащих) детей дошкольного
возраста применяется во всех государственных детских садах компенсирующего вида
для глухих или слабослышащих детей. В группы (не более 6 детей), ккоторые комплектуются по решению психолого-медико-педагогических
комиссий в сурдоцентрах (городских, областных, районых), принимаются глухие и слабослышащие дети в
возрасте от 1,5-2 лет, срок обучения от 4 до 5 лет. Детские сады
компенсирующего вида, как правило, учреждения интернатного
типа. Дети находятся в саду в течение недели, родители общаются с ними по
выходным дням. Положительным является то, что ребенок с нарушением слуха
находится в системе специального воспитательно-образовательного процесса.
Специалисты создают условия для компенсации развития глухих и слабослышащих
детей. При обучении речи сурдопедагоги используют такие вспомогательные формы
речи как письменная, дактильная (пальцевая азбука). К
сожалению, определенная замкнутость учреждения, узкий круг общения, обедненность эмоциональными впечатлениями, недостаток
общения с родителями не всегда позволяют получить высокие результаты по
реабилитации дошкольников с нарушением слуха.
Вторая
методика, так называемая, методика Э. И. Леонгард.
Эта методика была разработана в конце 60-х годов ХХ века. Авторы доказали
значительные возможности семейного воспитания детей с нарушением слуха. Раннее
начало общеразвивающей и коррекционной работы
осуществляется при самом активном участии родителей (в соответствии с
методическими рекомендациями «Заданиями для родителей»). Создание речевой среды
в семье, использование правильно подобранных слуховых аппаратов для развития
речевого слуха, который становится основой для развития речи (навыков слухо-зрительного восприятия речи, формирования словарного
запаса, навыков коммуникации, формирования произношения), позволяют создать условия
для возможно более раннего включения глухих детей в среду слышащих.
Дошкольники, обучающиеся по методике Э. И. Леонгард,
как правило, посещают обычные детские сады или специальные группы, созданные в
дошкольных учреждениях общего типа. Индивидуальную работу с детьми проводят
сурдопедагоги, владеющие данной методикой. Необходимо еще раз подчеркнуть, что
главную роль в обучении и воспитании плохослышащего
малыша играют родители. Сурдопедагог лишь направляет и помогает семье.
Безусловно, это большая ответственность и значительная затрата времени и сил
родителей. Не каждая семья принимает решение взять такую ответственность за
будущее ребенка на себя.
Билингвистический
метод обучения детей с нарушением слуха (эксперимент ведется в России с
1992г.) основан на признании права глухого человека на выбор своего стиля
жизни, способа общения, на реализацию себя как своеобразной и самоценной
личности. В связи с этим национальный жестовый язык и национальный словесный
язык имеют равный статус как средства педагогического процесса и предметы
обучения. В экспериментальных группах специального детского сада глухих детей
обучают устной и жестовой речи. Первые результаты показывают эффективность
билингвистического обучения для многих глухих детей.
Верботональная методика, разработанная специалистами
центра «Суваг» (Загреб, Хорватия).
Коррекционно-реабилитационная работа основана на развитии слухового,
тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном
использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической
ритмики для формирования произношения. Учреждения, работающие по этой методике,
чаще являются экстернатами, родители имеют возможность общаться и заниматься с
детьми каждый день.
В
последнее время стали появляться детские сады комбинированного вида и детские
сады с интегрированным обучением, в которых предусмотрено совместное воспитание
и обучение слышащих и плохослышащих детей.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения выбирает, по какой методике будет
проходить воспитание и обучение неслышащих детей.
Вы
получили информацию о существующих на сегодняшний день методиках обучения и
воспитания глухих и слабослышащих детей. Пришло время выбора. Помните, вы не
просто выбираете методику для обучения малыша, вы решаете
какое будущее ждет вас и вашего ребенка!
Ведущий раздела - сурдопедагог Центра коррекции слуха и
речи "Мелфон"
Елена Владимировна Пархалина.
Дорогие родители!
Этой статьей мы начинам цикл
публикаций, посвященных проблемам сурдопедагогики и общению с детьми с
нарушением слуха. Надеемся, что рекомендации наших врачей-профессионалов
помогут установить контакт и взаимопонимание между родителями, педагогами и
детьми.
Вы узнали, что ваш ребенок глухой.
Вы
вышли из кабинета врача-сурдолога, в руках -
заключение. Приговор невыносимо тяжелый, обычный белый листок с диагнозом
удержать практически невозможно. Виски сжимает тупая боль, маленькие молоточки
глухо выстукивают одну-единственную фразу: "Ваш ребенок глухой". Вы,
наконец, понимаете весь "ужас" диагноза. Стыд, отчаяние, обида
переполняют вас, в голове вертится лишь один вопрос: "Господи, почему
именно мой ребенок глухой?". И вдруг неожиданно вы ощущаете неприязнь к
своему малышу, начинаете жалеть себя и считаете такую "кару"
несправедливой. Нет, только не со мной. Перед глазами сгущаются сумерки,
плотный туман слез не пропускает свет. Ваш малыш, такой очаровательный,
розовощекий, беззащитно и доверчиво улыбающийся новому миру - он не может быть
глухим! Ноги отказываются повиноваться и идти вперед. Но где-то глубоко в душе
поднимается волна протеста: "Нет! Этот врач ошибся, я найду другого
специалиста, который лучше, умнее, компетентнее, он сможет поставить другой,
правильный диагноз. Он просто обязан сделать это. Я не дам своего малыша в
обиду, я знаю - он слышит. Я не раз замечала, как он поворачивает голову, когда
в комнату входит собака. Я всем докажу, что это не так!".
Но все походы по врачам и
целителям приводят к изначальному результату. И вы постепенно начинаете
осознавать, что ребенок действительно имеет нарушение слуха. И однажды, оценив
весь пройденный путь, вы приходите к выводу: на сегодняшний день современная
медицина бессильна, не существует методов лечения такой болезни. Но,
вспомнив детей и взрослых с проблемами, как у вашего малыша, которых вы видели
во время многочисленных визитов к лор-врачам,
понимаете, что и ваш ребенок может стать полноценным человеком, он сумеет
научиться говорить. Но для этого нужно приложить немало усилий и многому
научиться. Только специальные систематические занятия могут помочь вашему
ребенку.
В вашей жизни постепенно
прорисовывается еще нечеткий контур конечной цели - вырастить, воспитать,
научить говорить, сделать глухого ребенка счастливым человеком. Жизнь приобрела
новый смысл, стала насыщенной и интересной.
Вы пережили самые страшные и
черные дни, прошли все стадии развития чувств - шок, понимание
"ужаса" диагноза, защитное отрицание диагноза и достигли стадии
принятия вашего ребенка таким, какой он есть, и стадии активного действия,
когда вы начинаете реально помогать малышу, заниматься под руководством
специалистов.
Что
вам необходимо знать.
Медицина и сурдопедагогика
разделяет слуховую недостаточность на два вида - тугоухость и глухота. При тугоухости
слух снижается, что влечет возникновение трудностей в восприятии и
самостоятельном овладевании речью. Но остается
возможность с помощью слуха овладеть хотя бы ограниченным и искаженным запасом
слов.
В этом диапазоне выделяют 3 степени
тугоухости (по классификации Л. В. Неймана):
I - речевое общение остается для
ребенка доступным: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости
на расстоянии более 1-2 метров;
II - речевое общение затруднено, так
как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метра;
III - общение нарушается, так как
речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.
При глухоте самостоятельное овладение
речью оказывается абсолютно невозможным.
В зависимости от объема
воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют 4 группы глухих детей. Причем
между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная
зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут
воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшоя
расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан). Глухие
дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать
на небольшом расстояни значительно больше звуков,
разнообразных по своей частотной характеристике (звучание различных музыкальных
инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки -
звонок в дверь, сигнал телефона). Также дети III и IV группы могут
различать речевые звучания - некоторые хорошо знакомые лепетные
или полные слова.
Что вам нужно и что не нужно
делать.
Теперь вы знаете, какие реальные
возможности по слуховому восприятию имеет ваш малыш. Единственной
возможностью компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование
современными слуховыми аппаратами. Важно понять, что слуховой аппарат
является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и
настраивать индивидуально. Правильно настроенный слуховой аппарат позволит
вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и
даст возможность полноценного и гармоничного развития.
Основное влияние на развитие личности
ребенка, формирование у него нравственного потенциала оказывает семья. Но
успешное воспитание и совершенствование положительных качеств ребенка во многом
зависит и от результативного сотрудничества семьи и работающего с ребенком
врача-сурдопедагога.
Семья, где есть дети с нарушением
слуха, по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка, имеет ряд
особенностей. Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка
связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких
родственников. Нарушается взаимодействие родителей со знакомыми и коллегами,
искажаются внутрисемейные и супружеские отношения (особенно страдает позиция
отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются
неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и
воспитания.
Порой бывает нелегко понять свое подлинное
отношение к ребенку. Возможно это потому что вы
обращаете внимание только на то, что делаете и говорите? Но для малыша намного
важнее ваши каждодневные чувства, ведь глухой ребенок не понимает содержания
слов. Он замечает и реагирует лишь на ваше настроение.
Ученые разных стран (Д. Льютеман, Е. Исенина, Э. Леонгард) много лет работающие с родителями глухих детей,
выделяют следующие типы отношений родителей к глухому ребенку:
Полное принятие - родители понимают и
принимают глухоту ребенка, трезво оценивают ситуацию и ищут способы разрешения
проблем. Они относятся к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений
способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
2. Сверхопека
- родители освобождают ребенка от обязанностей, не позволяют ему сделать ничего
самому. Мера помощи значительно превышена, дети вырастают несамостоятельными
и зависимыми.
3. Нереалистическое отношение -
родители не хотят признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные
задачи, не делая никаких скидок на глухоту. Такой ребенок начинает чувствовать
себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям
родителей и выполнить их нереально завышенные установки.
4. Безразличие - неосознанные чувства
и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка,
которое проявляется в избежании общения с ребенком,
отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для
развития ребенка.
Только в единстве родителей, врачей-сурдологов и сурдопедагогов, можно добиться успехов
в обучении, воспитании глухих детей, создании условий для их саморазвития и
самореализации.
При этом одним из важнейших условий
успешного воспитания в семье будет являться родительский оптимизм, их
уверенность в том, что с помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье
можно повысить эффективность социализации и реабилитации ребенка с нарушением
слуха.
Е. В. Пархалина.
http://www.otoskop.ru/2.html#1