|
|
УТВЕРЖДЕНО Ученым советом МГППУ |
|
протокол № от « » 2008г |
|
|
|
|
|
|
Ректор В.В. Рубцов
|
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Коррекционная и специальная
педагогика
для специальностей:
050711 Социальная педагогика на базе 11 класса
050711 Социальная педагогика (на базе 9 класса)
Москва 2008
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой
комиссией Педагогических дисциплин |
|
Составлена
в соответствии с государственными
требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по
специальности 050711 Социальная
педагогика |
|
|
|
Председатель
ПЦК Головина Л.Е.. |
|
Заместитель
руководителя Пряхина Е.Н. |
Автор: Абрамова
Е.И., преподаватель СПК МГППУ
Рецензент: к.п.н., Шумских
М.А.
Пояснительная записка
Дисциплина «коррекционная и специальная педагогика» является обязательной при подготовки специалистов в области педагогики. Знание основ специальной педагогики помогает социальному педагогу видеть и понимать проблемы детей с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями, квалифицированно содействовать решению этих проблем совместно со специалистами - психологами, педагогами, медиками, социальными педагогами.
Цель дисциплины - сформировать у студентов системное видение проблем теории и практики воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии, существующих и взаимодействующих друг с другом в едином социообразовательном пространстве.
Основные
задачи учебной дисциплины:
- раскрыть биологические,
психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушений
развития.
- познакомить будущих педагогов с
основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального
развития детей школьного и дошкольного возраста.
- показать единства закономерностей
нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами
отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и
воспитания.
- раскрыть организацию в России системы
помощи, специального обучения и системой специальных учреждений для детей и
подростков с нарушением развития.
- повысить теоретическую и практическую
подготовку студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Реализация названных задач возможных на основе широкого использования межпредметных знаний из Общей педагогики, психологии и т.д.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине «коррекционная и специальная педагогика», утвержденной Научно-методическом центром среднего профессионального образования Министерства образования РФ.
Дисциплина включает в себя изучение:
- объекта, предмета
и задач коррекционной и специальной педагогики;
- понятия «норма» и «аномалия» в психологическом и личностном развитии
ребенка;
- причин отклонений и классификацию нарушений;
- особенности развития детей с отклонением в
поведении и развитии;
- становления
личности и социализации человека с ограниченными возможностями;
- принципов,
содержания, форм и методов коррекционно-развивающего образовательного процесса;
- специфики
деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с
ограниченными возможностями и современных педагогических
систем воспитания таких детей
По окончанию учебной дисциплины студент должен знать:
- психолого-педагогическую сущность коррекционно-педагогической деятельности
- возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонением в поведении и развитии
- знать принципы коррекционно-развивающего образования
После изучения данной дисциплины студент должен уметь:
- проводить функциональную оценку в различных областях развития, в т.ч. развитие зрения, слуха, движений, определять проблемы и возможности ребенка.
- определять проблемы и возможности ребенка с нарушениями развития
-
ориентироваться в современных педагогических системах воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями.
Дисциплина
«Коррекционная и специальная педагогика» предусматривает практическую и самостоятельную работу
студентов, подготовку рефератов, докладов и сообщений.
Рабочей
программой предусмотрено проведение учебных занятий в форме лекций, бесед и практических занятий, а
самостоятельная работа – в форме устных
выступлений. Основное условие для
изучения дисциплины – использование наглядных и технических средств обучения.
Лекции сопровождаются наглядным материалом, созданным в программе Power Point.
Учебную
дисциплину «Коррекционная и специальная
педагогика» рекомендуется читать:
студентам 2 курса, обучающихся по специальности 050711 Социальная педагогика на базе среднего (полного) общего образования и студентам 3 курса на базе среднего (неполного) общего образования. На изучение дисциплины отводится – 130 часа, из них лекционных занятий – 68 ч., практических – 34 ч., самостоятельная внеаудиторная работа студентов – 28 ч.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Коррекционная и специальная педагогика»
для специальностей: 050711 «Социальная педагогика»
(11)
050711 Социальная
педагогика (9)
Наименование разделов и тем |
Максимальная учебная нагрузка |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Самостоятельная
работа |
||
Всего |
Лекционные занятия |
Практические занятия |
|||
Введение. |
4 |
4 |
4 |
|
|
Раздел 1.
Специальная педагогика в системе наук о человеке. |
8 |
8 |
8 |
|
|
Тема 1.1. Объект, предмет специальной педагогики. |
4 |
4 |
4 |
|
|
Тема 1.2. Задачи
коррекционной и специальной педагогики. |
4 |
4 |
4 |
|
|
Раздел 2. Развитие
специальной педагогики как науки. |
50 |
38 |
24 |
14 |
12 |
Тема 2.1. Становление и развитие специальной педагогики как науки. |
12 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Тема 2.2. Психолого-педагогическая сущность
коррекционно-педагогической деятельности |
4 |
4 |
4 |
|
|
Тема 2.3. Ребенок с нарушениями в развитии и поведении – объект и
субъект коррекционно-педагогической деятельности. |
4 |
4 |
4 |
|
|
Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психологическом и личностном
развитии ребенка |
12 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Тема 2.5. Причины отклонений, единство
биологических и социальных факторов. |
12 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Тема 2.6. Классификация нарушений у
дошкольников |
6 |
6 |
4 |
2 |
|
Раздел 3. Специфика
развития детей с отклонением в поведении |
24 |
20 |
12 |
8 |
4 |
Тема 3.1. Возрастные и индивидуальные особенности
детей с отклонением в поведении и развитии. |
12 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Тема 3.2. Школьная дезадаптация, ее
диагностика. |
8 |
8 |
4 |
4 |
|
Тема 3.3. Становление личности и
социализации человека с ограниченными возможностями. |
4 |
4 |
4 |
|
|
Раздел 4. Способы
коррекции и адаптации детей с нарушениями в развитии |
44 |
32 |
20 |
12 |
12 |
Тема 4.1. Принципы, содержание
коррекционно-развивающего образовательного процесса. |
12 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Тема 4..2. Формы и методы
коррекционно-развивающего образовательного процесса. |
4 |
4 |
4 |
|
|
Тема 4.3. Оказание специализированной помощи. |
12 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Тема 4.4.
Специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для
детей с ограниченными возможностями. |
12 |
8 |
4 |
4 |
4 |
Тема 4.5.. Современные педагогические
системы воспитания и социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями. |
4 |
4 |
4 |
|
|
Итого |
130 |
102 |
68 |
34 |
28 |
Текущий контроль успеваемости осуществляется регулярно в ходе занятий по каждой теме в форме:
- устного опроса,
- проверки конспектов,
- самостоятельной работы.
Успеваемость студентов
определяется и оценивается по результатам выполнения заданий, в форме
обсуждения докладов и рефератов.
Содержание
Введение.
Предмет и задачи дисциплины «Коррекционной и специальной педагогики».
Структура учебной дисциплины.
Краткая характеристика основной учебной литературы.
Особенности дисциплины.
Раздел 1. Раздел 1. Специальная педагогика в системе наук
о человеке.
Тема 1.1. Объект, предмет коррекционной и
специальной педагогики.
Понятие депривации,
девиации. Определения обучения и воспитания. Учение Л.С. Выгодского о «зоне
ближайшего развития». Коррекция. Компенсация.
Студент должен
знать:
-
объект, предмет, курса коррекционной и специальной педагогики
-
становление и развитие специальной педагогики как науки
Студент должен уметь:
- различать понятие коррекционная педагогика
с другими смежными дисциплинами
Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.
1. Что является
предметом и объектом коррекционной педагогики?
2.
Каково место коррекционной педагогики среди психолого-педагогических наук,
как осуществляется их взаимосвязь?
Обязательная литература: 1,2,3
Дополнительная литература: 2, 19
Тема 1.2. Задачи
коррекционной и специальной педагогики.
Обучение в ЗБР. Задачи социальной реабилитации. Связь коррекционной педагогики с
психолого-педагогическими и специальными дисциплинами.
Студент должен
знать:
-
задачи курса коррекционной и специальной педагогики
-
психолого-педагогическую сущность
коррекционно-педагогической деятельности.
Студент должен
уметь:
- определять
взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.
Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.
1. Коррекционно-педагогическая
деятельность, ее психологическая суть.
2.
Роль педагога в коррекционно-педагогическом процессе.
Обязательная литература: 1,2,3
Дополнительная литература: 2,
19
Раздел 2. Развитие
специальной педагогики как науки.
Тема 2.1. Становление и развитие специальной педагогики
как науки.
История становления коррекционной педагогики. Изучение этнологии и
анатомо-физиологической сущности умственной отсталости
исследователями
Студент должен знать:
-
аспекты коррекционной педагогики как науки
-
историю
развития специальной педагогики
Студент должен уметь:
- применять
методы психокоррекции в педагогическом процессе.
Основные понятия.
Вопросы для самоконтроля и
самоподготовки.
1. Как складывается
история становления и развития дефектологической науки в истории развития человеческого
общества?
2.
Какие
направления и ведущие тенденции можно выделить в истории изучения аномального детства?
3.
Каковы основные элементы коррекционно-педагогической деятельности?
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 2, 19
Тема 2.2. Психолого-педагогическая сущность
коррекционно-педагогической деятельности
Западной Европы. Становление российской дефектологической науки. Определение
коррекционно-педагогической деятельности. Медико-клинический, психологический и педагогический методы
Студент должен знать:
-
историю развития специальной педагогики в Западной
Европе
-
историю развития специальной педагогики в России
Студент должен уметь:
- определять
суть коррекционно-педагогической деятельности.
Вопросы для самоконтроля и
самоподготовки.
1. Как складывается
история становления и развития дефектологической науки в истории развития человеческого
общества?
2. Расскажите об
исторических аспектах развития специальной педагогики
3.
Какие
направления и ведущие тенденции можно выделить в истории изучения аномального детства?
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 2, 19
Тема 2.3. Ребенок с нарушениями в развитии и поведении –
объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.
Принципы, содержание и
основные направления. Специфические методы психокоррекции.
Студент должен знать:
-
коррекционно-педагогическую деятельность как психолого-педагогическую проблему
-
принципы, содержание и основные направления коррекционно-педагогической
деятельности.
Студент должен уметь:
- разделять
понятия объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.
Вопросы для самоконтроля и
самоподготовки.
1.
Каковы основные элементы коррекционно-педагогической деятельности?
2. Какие есть методы и
приемы коррекционно-педагогической деятельности.
3.
Объясните роль трудов Л.С. Выгодского в развитии
отечественной дефектологии.
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 2, 19
Тема 2.4. Понятие «норма»
и «аномалия» в психическом, физическом, моторном и интеллектуальном развитии ребенка.
Проблема «норма-аномалия» как междисциплинарная проблема. Психологический
аспект проблемы «норма-аномалия». Кризисы развития детей дошкольного и
школьного возраста.
Студент должен знать:
-
основные критерии явления «норма-аномалия».
-
кризисы развития детей школьного возраста
Студент должен уметь:
- оказывать педагогическое воздействие на развитие ребенка, используя знания об особенностях возрастных периодов детей.
Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:
1. Дайте оценку
различных научных подходов к анализу проблемы «норма-отклонение» в развитии
человека.
2. Какие кризисы развития
детей школьного возраста вы знаете?
3.
Проявления нарушения развития в процессе обучения и
воспитания школьников.
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 3,
19
Тема 2.5. Причины
отклонений, единство биологических и социальных факторов.
Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. Критерии явления
«норма-аномалия».
Студент должен знать:
-
психологический аспект проблемы «норма-аномалия»
-
виды нарушений развития, их причины и механизмы
Студент должен уметь:
-
на практике применять систему отграничений детей с
определенным видом патологии
от других групп детей
Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:
1.
Какие особенности личности и поведения ребенка в
отдельные периоды можно считать отклоняющимися от нормы?
2.
Сформулируйте критерии оценки возможного отклонения в
поведении ребенка.
3. Сформулируйте принципы
и приемы изучения ребенка.
4.
Сформулируйте суть системного комплексного подхода к
изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии.
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 3,
19
Тема 2.6. Классификация
нарушений у дошкольников
Понятие
дизонтогенеза. Классификация детей с отклонениями в развитии (по М.Р. Певзнер и
др.). Группы причин отклонений в развитии. Помощь психолого-медико-педагогических
консультаций в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в
развитии.
Студент должен знать:
-
классификацию
нарушений развития
-
диагностику отклонений в развитии ребенка.
Студент должен уметь:
-
проводить предварительную диагностику при обследовании
ребенка с ограниченными
возможностями.
Вопросы для
самоконтроля и самоподготовки:
1. Какие причины
вызывают возрастание числа детей с отклонениями в развитии?
2.
Какие виды нарушения и развития встречаются у детей?
3.
Раскройте задачи и содержание работы ПМПК.
4.
Назовите основные
причины
нарушения развития ребенка.
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 2,
8, 19
Раздел 3. Специфика развития детей с отклонением в
поведении
Тема 3.1. Возрастные и индивидуальные
особенности детей с отклонением в поведении и развитии.
Психологические
трудности, как неотъемлемая часть в развитии ребенка. Характеристика отклонений в различных возрастных
периодах развития ребенка.
Студент должен знать:
-
возрастыне
особенности детей с отклонениями в поведении
-
психологические «портреты» детей с проблемами в развитии
Студент должен уметь:
- использовать знания характерологических и поведенческих черт в обучении и воспитании детей с отклонениями в
развитии.
Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:
1.
Сформулируйте
критерий и оценки возможного отклонения в поведении
ребенка.
2.
Каковы психологическая природа и возрастные особенности
наиболее типичных
нарушений личностного развития и поведения детей?
3.
Каковы возрастные особенности наиболее типичных нарушений
личностного развития и поведения детей?
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 2,
11, 19
Тема 3.2. Школьная дезадаптация, ее диагностика.
Эмоциональное развитие характерологические и поведенческие отклонения в развитии
школьников. Психический инфантилизм.
Особенности школьной дезадаптации.
Студент должен знать:
-
проблемы эмоционального развития в детском возрасте.
-
особенности школьной дезадаптации
Студент должен уметь:
- использовать знания по работе со школьной дезадаптацией.
Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:
2.
В чем причина школьная дезадаптация в условиях массовой
школы?
3.
В чем природа детской агрессивности?
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 2,
11, 19
Тема 3.3. Становление личности и социализации
человека с ограниченными возможностями.
Социализация личности и сферы социализации. Социологический и психологический подход. Стадии социализации. Институты и агенты социализации. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации. Элементы социальной структуры личности. Реабилитационная деятельность.
Студент должен знать:
- понятие социализации;
- сущность и механизмы процесса социализации
Студент должен уметь:
- выявлять элементы
социальной структуры личности;
- социальные условия,
необходимые для социализации человека с ограниченными возможностями.
Вопросы для
самоконтроля и самоподготовки:
1.
Дайте определение понятию «социализация».
2.
Назовите элементы социальной структуры личности.
3.
Какие существуют современные подходы к проблеме
социализации?
4.
Что включают в себя социальные условия, необходимые для
социализации человека с ограниченными возможностями?
5.
В чем польза раннего коррекционно-педагогического
вмешательства в развитие ребенка?
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература 2, 19
Раздел 4. Способы
коррекции и адаптации детей с нарушениями в развитии
Тема 4.1. Принципы,
содержание коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Общедидактические и общепедагогические принципы. Специфические принципы коррекционно-развивающего образовательного процесса. Направление коррекционно-развивающего образования.
Студент должен
знать:
- принципы коррекционно-развивающего образовательного процесса;
- приемы коррекционно-развивающего образовательного процесса
Студент дожжен
уметь:
- определять направления коррекционно-педагогической деятельности
Вопросы для
самоконтроля и самоподготовки:
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература 10, 19
Тема 4.2. Формы и
методы коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Методы и приемы коррекционно-развивающего образовательного процесса. Принципы специального образования.
Студент должен
знать:
- методы коррекционно-развивающего образовательного процесса;
-формы коррекционно-развивающего образовательного процесса
Студент дожжен
уметь:
- использовать методы коррекционно-развивающего образовательного процесса на практике
Вопросы для
самоконтроля и самоподготовки:
2. Назовите сущность принципа педагогического оптимизма.
3. В чем суть принципа дифференцированного и индивидуального подходов.
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература 10, 19
Тема 4.3. Оказание
специализированной помощи.
Обучение и воспитание умственно отсталых детей. Вспомогательная школа и ее
задача. Глубоко умственно отсталые дети. Дети с сенсорными нарушениями. Понятие
речевого нарушения.
Обучение и воспитание детей с сенсорными и речевыми нарушениями. Типичные особенности детей с ЗПР Специфика
коррекционной работы с детьми с ЗПР Классы коррекционно-развивающего обучения.
Двигательные нарушения. Основные направления
коррекционной работы по формированию двигательных функций.
Студент должен знать:
-
основные виды нарушений развития детей дошкольного
возраста
-
организацию помощи детям с нарушением развития
Студент должен уметь:
-
выявлять специфику специализированной помощи детям с
различными нарушениями развития
Вопросы для
самоконтроля и самоподготовки:
1.
Каково значение слуха и зрения в развитии ребенка?
2.
Охарактеризуйте причины, степень и виды нарушения слуха и
зрения.
3.
Охарактеризуйте основные направления
коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.
4.
Охарактеризуйте основные отличия детей с ЗПР от умственно
отсталых
и нормально развивающихся сверстников.
5.
Каковы особенности обучения и воспитания детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата?
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 3, 9, 19
Тема 4.4. Специфика
деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с
ограниченными возможностями.
Основные направления профессионально-педагогической деятельности
социального педагога. Готовность к педагогической деятельности. Квалификационная
характеристика. Личностные качества. Стиль взаимоотношений педагога и воспитанника.
Взаимосвязь социального педагога со специалистами, родителями.
Студент должен знать:
-
квалификационную характеристику социального педагога.
-
перечень
умений, необходимых педагогу для работы с детьми с отклонениями
в развитии и поведении
Студент должен уметь:
- на практике применять приемы и методы работы с детьми с отклонениями в развитии и поведении.
Вопросы для
самоконтроля и самоподготовки:
1.
Какая роль отводится социальному педагогу в коррекционно-педагогическом процессе с детьми
с отклонением в развитии и поведении?
2.
Какие требования предъявляются
профессионально-педагогической подготовки
социального педагога и его готовности к коррекционно-педагогической
деятельности?
3.
Какие существуют ведущие
направления профессиональной
деятельности социального педагога.
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 10,
11
Тема 4.5. Современные педагогические системы
воспитания и социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями.
Закон РФ по социальной защите семей, воспитывающих детей инвалидов. Государственное
обеспечение лиц с ограниченными возможностями. Интегрирование обучения. Коррекционные
кабинеты. Центры реабилитации.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Реформирование системы специального образования.
Студент должен знать:
- современные
педагогические системы воспитания;
- системы социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Студент должен уметь:
- работать в
общеобразовательных учреждениях специализированной помощи детям с
проблемами в развитии.
Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:
1. Какова структура
государственной системы коррекции, поддержки и социальной защиты детей и подростков
с проблемами в развитии?
2.
От чего зависит отношение к детям инвалидам в обществе?
3.
Приведите краткие сведения об истории коррекционной
педагогики в нашей стране.
Обязательная литература: 1, 2, 3
Дополнительная литература: 10,
14, 17
Практические занятия
для специальностей: 050711 «Социальная педагогика»
(11)
050711
«Социальная педагогика» (9)
№ п/п |
№ и наименование раздела и темы |
Краткий план проведения практического
занятия |
Количество часов |
1 |
Тема 2.1. Становление и развитие
коррекционной педагогики как науки. Практическое
занятие № 1. |
Аспекты
коррекционной педагогики как науки История развития
специальной педагогики в Западной Европе и России Коррекционно-педагогическая
деятельность как психолого-педагогическую
проблему Принципы, содержание и основные направления
коррекционно-педагогической деятельности. Обобщение и систематизация полученных
знаний. Ответы на вопросы. |
4 |
2 |
Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом,
физическом, моторном и интеллектуальном развитии ребенка. Практическое
занятие № 2. |
Психологический
аспект проблемы «норма-аномалия» Кризисы развития
детей школьного возраста Основные критерии
явления «норма-аномалия». Обобщение и систематизация полученных
знаний. Ответы на вопросы. |
4 |
3 |
Тема 2.5. Причины отклонений, единство биологических и социальных
факторов. Практическое
занятие № 3. |
Виды нарушений
развития, их причины и механизмы Классификация нарушений развития Диагностика
отклонений в развитии ребенка. Обобщение и систематизация полученных
знаний. Ответы на вопросы. |
4 |
|
Тема 2.6. Классификация
нарушений у дошкольников. Практическое занятие № 4. |
Основная классификация детей с
отклонениями в развитии. Причины отклонений в развитии. Функции ПМПК. Обобщение и систематизация полученных
знаний. Ответы на вопросы. |
4 |
4 |
Тема 3.1. Возрастные и
индивидуальные особенности детей с отклонением в
поведении и развитии. Практическое
занятие № 5. |
Причины
эмоциональных отклонений у детей. Психологические
«портреты» детей с проблемами в развитии Проблемы
эмоционального развития в детском возрасте. Обобщение и систематизация полученных
знаний. Ответы на вопросы. |
4 |
|
Тема 3.2. Школьная дезадаптация, ее диагностика. Практическое
занятие № 6. |
Причины школьной дезадаптации. Группы детей, подверженных школьной дезадаптации. Особенности работы педагога с школьной дезадаптацией. Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы. |
2 |
5 |
Тема 4.1. Принципы, содержание, формы и методы
коррекционно-развивающего образовательного процесса. Практическое
занятие № 7. |
Принципы и методы коррекционно-развивающего образовательного процесса; Приемы коррекционно-развивающего образовательного процесса Направления коррекционно-педагогической деятельности Обобщение и систематизация полученных
знаний. Ответы на вопросы. |
4 |
6 |
Тема 4.3. Оказание специализированной помощи. Практическое
занятие № 8. |
Основные виды
нарушений развития детей дошкольного возраста Организацию помощи
детям с нарушением развития Специфика
специализированной помощи детям с различными нарушениями развития Обобщение и систематизация полученных
знаний. Ответы на вопросы. |
4 |
9 |
Тема 4.4. Специфика деятельности социального
педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Практическое
занятие № 9. |
Основные направления профессионально-педагогической
деятельности
социального педагога. Личностные качества социального педагога. Стиль
взаимоотношений педагога и воспитанника. Взаимосвязь социального педагога со
специалистами, родителями. Обобщение и систематизация полученных
знаний. Ответы на вопросы. |
4 |
|
Всего |
32 |
для специальностей: 050711 Социальная педагогика (9)
050711
Социальная педагогика (11)
Тема |
Содержание работы |
Количество часов |
Форма проверки |
|
Тема 2.1. Становление и развитие
коррекционной педагогики как науки. |
Специальная педагогика в системе наук о
человеке. Объект предмет и задачи курса. Подготовка докладов и сообщений. Дополнительная
литература
(15) стр.17- 24 |
4 |
Семинар
|
|
Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом,
физическом, моторном и интеллектуальном развитии ребенка. |
Личностное развитие
ребенка с нарушениями в развитии. Подготовка докладов и сообщений. Основная литература (1) стр.23-31 |
4 |
Устный опрос, дискуссия |
|
Тема 2.5. Причины отклонений, единство биологических и социальных
факторов. |
Группы причин
отклонений в развитии. Конспект. Дополнительная
литература. (2)
стр.27 – 39 |
4 |
Ответ с опорой на конспект |
|
Тема 3.1. Возрастные и
индивидуальные особенности детей с отклонением в
поведении и развитии. |
Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в поведении и развитии. Основная
литература. (2) стр. 79 –
111 |
4 |
Семинар
|
|
Тема 4.1. Принципы, содержание,
коррекционно-развивающего образовательного процесса. |
Обучение
и воспитание детей с нарушением интеллекта. Подготовка докладов
и сообщений. Основная
литература. (2) стр. 133- 142 |
4 |
Ответ с опорой на конспект |
|
Тема 4.3. Оказание специализированной помощи. |
Дети с ЗПР. Коррекционная работа в классах
компенсирующего
обучения. Конспект. Основная литература. (3) стр. 34 –
37 |
2 |
Семинар
|
|
Тема 4..3. Оказание специализированной помощи. |
Дети с
нарушением опорно-двигательного аппарата. Специфика коррекционной работы. Дополнительная литература. (3) стр. 43-67 |
1 |
Семинар
|
|
Тема 4.3. Оказание специализированной помощи. |
Сенсорные нарушения. Специфика
коррекционной работы. Подготовка докладов и сообщений. Основная литература. (3) стр. 41 –
46 |
1 |
Семинар
|
|
Тема 4..4. Специфика деятельности социального
педагога, работающего в учреждениях для детей с ОВ |
Социальный педагог как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Подготовка докладов и сообщений. Основная литература. (1) стр. 165 – 174 |
4 |
Устный опрос, дискуссия |
|
Всего: |
28 |
|
||
Рубежный контроль
Первый
рубежный контроль проводится в форме контрольной работы (после изучения первых
2-х разделов дисциплины) по следующим темам:
Тема 1.1. Объект, предмет специальной педагогики.
Тема 1.2. Задачи
коррекционной и специальной педагогики.
Тема 2.1. Становление и развитие специальной педагогики как науки.
Тема 2.2. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической
деятельности
Тема 2.3. Ребенок с нарушениями в развитии и поведении – объект и
субъект коррекционно-педагогической деятельности.
Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психологическом и личностном
развитии ребенка
Тема 2.5. Причины отклонений, единство
биологических и социальных факторов.
Тема 2.6. Классификация нарушений у
дошкольников
Второй
рубежный контроль проводится в форме контрольной работы после изучения 3,4 разделов дисциплины по следующим темам:
Тема 3.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей
с отклонением в поведении и развитии.
Тема 3.2. Школьная дезадаптация, ее
диагностика.
Тема 3.3. Становление личности и социализации
человека с ограниченными возможностями.
Тема 4.1. Принципы, содержание
коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Тема 4..2. Формы и методы
коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Тема 4.3. Оказание специализированной помощи.
Тема 4.4.
Специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для
детей с ограниченными возможностями.
Тема 4.5.. Современные педагогические системы
воспитания и социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями.
Рекомендуемая
тематика рефератов
1. Становление и развитие специальной педагогики как науки.
2. Дети с нарушением общения.
3. Обучение и воспитание детей со сложными дефектами.
4. Профилактика и преодоление отклоняющихся форм поведения
5. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением речи.
6. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением ОДА.
7. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением зрения.
8. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением слуха.
9. Специальная педагогика в системе наук о человеке
10. Возможности профессионального образования лиц с ограниченными возможностями.
11. Дети с ЗПР в общеобразовательной школе.
12. Школьная система коррекционно-педагогической помощи как этап социализации формирующейся личности человека с ограниченными возможностями.
2.
Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями
знаний.
3.
Становление и развитие коррекционной педагогики как
науки.
4.
Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической
деятельности.
5.
Социальное значение коррекционной педагогики.
6.
Концепции Л.С. Выготского и их значения для коррекционной
педагогики.
7.
Особенности
личности и поведения ребенка в отдельные возрастные периоды, которые можно считать отклоняющимися от нормы.
8.
Проблемы эмоционального развития в детском возрасте.
9.
Основные виды нарушений развития ребенка.
10. Роль общения в
развитии речи и личности ребенка.
11. Комплексный подход к
устранению нарушений развития.
12. Принципы
коррекционного воздействия на детей с отклонениями в развитии.
13. Основные виды
нарушения речи.
14. Особенности личности
ребенка с интеллектуальными нарушениями.
15. Сущность теории Л.С.
Выготского о первичных и вторичных отклонениях в аномальном развитии ребенка.
16. Детские аномалии и их
причины.
17. Специфические
особенности развития речи умственно отсталого ребенка.
18. Глубоко умственно
отсталые дети. Формы помощи.
19. Причины, степень и
виды нарушения слуха и зрения.
20. Пути социальной
адаптации детей с сенсорными нарушениями.
21. Особенности развития
ребенка вне семьи.
22. Решение специальной
школой проблемы социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями.
23. Психолого-педагогическая
характеристика умственно отсталых детей.
24. .Классификация ЗПР.
25. Характерологические
психологические особенности детей с ЗПР.
26. .Принципы
коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР в классах
компенсирующего обучения.
27. Особенности
индивидуального подхода к детям с ЗПР в условиях коррекционно-развивающего обучения.
28. Основные показания к
отбору детей в классах компенсирующего обучения.
29. .Классификация
слуховых нарушений.
30. Роль слухового и
зрительного анализатора в психическом и зрительном развитии ребенка.
31. Уровни речевого
недоразвития.
32. Принцип системного
подхода к речевым нарушениям.
33. Особенности обучения
и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
34. Определение и
сущность девиантного поведения.
35. Принципы и условия
отклоняющегося поведения.
36. Проблемы школьной
дезадаптации.
37. Роль
социально-педагогических факторов в формировании отклоняющегося поведения подростков.
38. Профилактика
отклоняющегося поведения подростков и ее взаимосвязь с
коррекционно-педагогической деятельностью.
39. Характеристика
методов и педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения подростков.
40. Роль ПМПК в
предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков.
41. Роль социального
педагога в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с отклонениями в развитии
и поведении.
42. Какие существуют
причины школьной дезадаптации?
Литература
Основная литература.
Дополнительная литература.
1. Актуальные проблемы
диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
2. Алмазов Б.Н.,
Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. - Свердловск, 1987.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная
работа с детьми с церебральным параличом. —М., 1989.
4. Астапов
В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с
нарушениями и отклонениями развития. – С.-П., 2001.
5.
Боскис P.M.
Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.
6.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии.
- М., 1973. .*
7.
Воспитание
и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М., 1968.
8. Выготский Л.С.
Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Соб. соч. в 6 т. -
М., 1984. т. 5.
9. Дети с задержкой
психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. -М.,
1984.
11. Дробинская
А.О. Школьные
трудности «нестандартных» детей пособие для учителей и рдителей. – М., 2001.
13.
Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.,
1973.
15. Лапшин В.А., Пузанов
Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.
17. Обучение детей с ЗПР:
Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.
18.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1997.
19.
Хрестоматия// Дети с ограниченными возможностями. Проблемы нарушенного
развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании. – М., 2001.