УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом МГППУ

 

протокол №       от «                  »    2008г

 

 

 
 

 

Ректор                          В.В. Рубцов

 

 

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

                                           

Коррекционная и специальная педагогика

для специальностей: 

050711 Социальная педагогика на базе 11 класса

050711 Социальная педагогика (на базе 9 класса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2008

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией

Педагогических дисциплин

 

 

Составлена в соответствии

с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности

050711 Социальная педагогика

 

 

 

Председатель ПЦК

Головина Л.Е..

 

Заместитель руководителя

Пряхина Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:  Абрамова Е.И., преподаватель СПК МГППУ

Рецензент: к.п.н., Шумских М.А.

 

 

 

Пояснительная записка

Дисциплина  «коррекционная и специальная педагогика» является обязательной при подготовки специалистов в области педагогики. Знание  основ специальной педагогики помогает социальному педагогу видеть и  понимать  проблемы  детей  с  отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями,  квалифицированно содействовать решению этих проблем совместно со специалистами - психологами, педагогами,  медиками, социальными педагогами.
Цель дисциплины - сформировать у студентов системное видение проблем  теории  и  практики  воспитания,  обучения,  социальной   адаптации   и интеграции  детей с проблемами в развитии, существующих и взаимодействующих друг с другом в едином социообразовательном пространстве.

            Основные задачи учебной дисциплины:

- раскрыть биологические, психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушений развития.

- познакомить будущих педагогов с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей школьного и дошкольного возраста.

- показать единства закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания.

- раскрыть организацию в России системы помощи, специального обучения и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушением развития.

- повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Реализация названных задач возможных на основе широкого использования межпредметных знаний из Общей педагогики, психологии и т.д.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине «коррекционная и специальная педагогика», утвержденной Научно-методическом центром среднего профессионального образования Министерства образования РФ.

Дисциплина включает в себя изучение:

- объекта, предмета и задач коррекционной и специальной педагогики;

- понятия «норма» и «аномалия» в психологическом и личностном развитии ребенка;

- причин отклонений и классификацию нарушений;

-  особенности развития детей с отклонением в поведении и развитии;

- становления личности и социализации человека с ограниченными возможностями;

- принципов, содержания, форм и методов коррекционно-развивающего образовательного процесса;

- специфики деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями и современных педагогических систем воспитания таких детей

По окончанию учебной дисциплины студент должен знать:

- психолого-педагогическую сущность коррекционно-педагогической деятельности

- возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонением в поведении и развитии

- знать принципы коррекционно-развивающего образования

После изучения данной дисциплины студент должен уметь:

- проводить функциональную оценку в различных областях развития, в т.ч. развитие зрения, слуха, движений, определять проблемы и возможности ребенка.

- определять проблемы и возможности ребенка с нарушениями развития

- ориентироваться в современных педагогических системах воспитания и  социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Дисциплина «Коррекционная и специальная педагогика» предусматривает практическую и самостоятельную работу студентов, подготовку рефератов, докладов и сообщений.

Рабочей программой предусмотрено проведение учебных занятий в форме лекций,  бесед и практических занятий, а самостоятельная работа  – в форме устных выступлений. Основное условие  для изучения дисциплины – использование наглядных и технических средств обучения. Лекции сопровождаются наглядным материалом, созданным в программе Power Point.

Учебную дисциплину «Коррекционная и специальная педагогика» рекомендуется читать:

 студентам 2 курса, обучающихся по специальности 050711 Социальная педагогика  на базе среднего (полного) общего образования и студентам 3 курса на базе среднего (неполного) общего образования. На изучение дисциплины отводится – 130 часа, из них лекционных занятий – 68 ч., практических – 34 ч., самостоятельная внеаудиторная работа студентов – 28 ч.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

учебной дисциплины «Коррекционная и специальная педагогика»

 для специальностей: 050711 «Социальная педагогика» (11)

                              050711 Социальная педагогика  (9)

Наименование

разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Лекционные занятия

Практические занятия

Введение.

4

4

4

 

 

Раздел 1. Специальная педагогика в системе наук о человеке.

8

8

8

 

 

Тема 1.1. Объект, предмет специальной педагогики.

4

4

4

 

 

Тема 1.2. Задачи коррекционной и специальной педагогики.

4

4

4

 

 

Раздел 2. Развитие специальной педагогики как науки.

50

38

24

14

12

Тема 2.1. Становление и развитие специальной педагогики как науки.

12

8

4

4

4

Тема 2.2. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности

4

4

4

 

 

Тема 2.3. Ребенок с нарушениями в развитии и поведении – объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.

4

4

4

 

 

Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психологическом и личностном развитии ребенка

12

8

4

4

4

Тема 2.5. Причины отклонений, единство биологических и социальных факторов. 

12

8

4

4

4

Тема 2.6. Классификация нарушений у дошкольников

6

6

4

2

 

Раздел 3. Специфика развития детей с отклонением в поведении

24

20

12

8

4

Тема 3.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонением в поведении и развитии.

12

8

4

4

4

Тема 3.2. Школьная дезадаптация, ее диагностика.

8

8

4

4

 

Тема 3.3. Становление личности и социализации человека с ограниченными возможностями.

4

4

4

 

 

Раздел 4. Способы коррекции и адаптации детей с нарушениями в развитии

44

32

20

12

12

Тема 4.1. Принципы, содержание коррекционно-развивающего образовательного процесса.

12

8

4

4

4

Тема 4..2. Формы и методы коррекционно-развивающего образовательного процесса.

4

4

4

 

 

Тема 4.3. Оказание специализированной помощи.

12

8

4

4

4

Тема 4.4. Специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями.

12

8

4

4

4

Тема 4.5.. Современные педагогические системы воспитания и  социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

4

4

4

 

 

Итого

130

102

68

34

28

 

Текущий контроль успеваемости осуществляется регулярно в ходе занятий по каждой теме в форме:

- устного опроса,

- проверки конспектов,

- самостоятельной работы.

Успеваемость студентов определяется и оценивается по результатам выполнения заданий, в форме обсуждения докладов и рефератов.

 

Содержание

 

Введение.

Предмет и задачи дисциплины «Коррекционной и специальной педагогики».

Структура учебной дисциплины.

Краткая характеристика основной учебной литературы.

Особенности дисциплины.

 

Раздел 1. Раздел 1. Специальная педагогика в системе наук о человеке.

Тема 1.1. Объект, предмет коррекционной и специальной педагогики.

Понятие депривации, девиации. Определения обучения и воспитания. Учение Л.С. Выгодского о «зоне ближайшего развития». Коррекция. Компенсация.

 

Студент должен знать:

-         объект, предмет, курса коррекционной и специальной педагогики

-         становление и развитие специальной педагогики как науки

Студент должен уметь:

-     различать понятие коррекционная педагогика с другими смежными дисциплинами

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.

1.  Что является предметом и объектом коррекционной педагогики?

2.             Каково место коррекционной педагогики среди психолого-педагогических наук, как осуществляется их взаимосвязь?

 

Обязательная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 2, 19

 

Тема 1.2. Задачи коррекционной и специальной педагогики.

Обучение в ЗБР. Задачи социальной реабилитации. Связь коррекционной педагогики с психолого-педагогическими и специальными дисциплинами.

 

Студент должен знать:

-         задачи курса коррекционной и специальной педагогики

-         психолого-педагогическую сущность коррекционно-педагогической деятельности.

Студент должен уметь:

-     определять взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.

1.  Коррекционно-педагогическая деятельность, ее психологическая суть.

2.             Роль педагога в коррекционно-педагогическом процессе.

 

Обязательная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 2, 19

 

Раздел 2. Развитие специальной педагогики как науки.

Тема 2.1. Становление и развитие специальной педагогики как науки.

История становления коррекционной педагогики. Изучение этнологии и анатомо-физиологической сущности умственной отсталости исследователями

 

Студент должен знать:

-         аспекты коррекционной педагогики как науки

-         историю развития специальной педагогики

Студент должен уметь:

-     применять методы психокоррекции в педагогическом процессе.

 

 

Основные понятия.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.

1.  Как складывается история становления и развития дефектологической науки в истории развития человеческого общества?

2.             Какие направления и ведущие тенденции можно выделить в истории изучения аномального детства?

3.             Каковы основные элементы коррекционно-педагогической деятельности?

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 2, 19

Тема 2.2. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности

Западной Европы. Становление российской дефектологической науки. Определение коррекционно-педагогической деятельности. Медико-клинический, психологический и педагогический методы

 

Студент должен знать:

-         историю развития специальной педагогики в Западной Европе

-         историю развития специальной педагогики в России

Студент должен уметь:

-     определять суть коррекционно-педагогической деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.

1.  Как складывается история становления и развития дефектологической науки в истории развития человеческого общества?

2.  Расскажите об исторических аспектах развития специальной педагогики

3.              Какие направления и ведущие тенденции можно выделить в истории изучения аномального детства?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 2, 19

 

Тема 2.3. Ребенок с нарушениями в развитии и поведении – объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.

Принципы, содержание и основные направления. Специфические методы психокоррекции.

 

Студент должен знать:

-         коррекционно-педагогическую деятельность как психолого-педагогическую проблему

-         принципы, содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

Студент должен уметь:

-     разделять понятия объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.

1.              Каковы основные элементы коррекционно-педагогической деятельности?

2.  Какие есть методы и приемы коррекционно-педагогической деятельности.

3.              Объясните роль трудов Л.С. Выгодского в развитии отечественной дефектологии.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 2, 19

 

Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом, физическом, моторном и интеллектуальном развитии ребенка.

Проблема «норма-аномалия» как междисциплинарная проблема. Психологический аспект проблемы «норма-аномалия». Кризисы развития детей дошкольного и школьного возраста.

 

Студент должен знать:

-         основные критерии явления «норма-аномалия».

-         кризисы развития детей школьного возраста

Студент должен уметь:

-    оказывать педагогическое воздействие на развитие ребенка, используя знания об особенностях возрастных периодов детей.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1.  Дайте оценку различных научных подходов к анализу проблемы «норма-отклонение» в развитии человека.

2.  Какие кризисы развития детей школьного возраста вы знаете?

3.              Проявления нарушения развития в процессе обучения и воспитания школьников.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 3, 19

 

Тема 2.5. Причины отклонений, единство биологических и социальных факторов.

Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. Критерии явления «норма-аномалия».

 

Студент должен знать:

-         психологический аспект проблемы «норма-аномалия»

-         виды нарушений развития, их причины и механизмы

Студент должен уметь:

-         на практике применять систему отграничений детей с определенным видом патологии от других групп детей

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1.                 Какие особенности личности и поведения ребенка в отдельные периоды можно считать отклоняющимися от нормы?

2.                 Сформулируйте критерии оценки возможного отклонения в поведении ребенка.

3.  Сформулируйте принципы и приемы изучения ребенка.

4.                 Сформулируйте суть системного комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 3, 19

 

Тема 2.6. Классификация нарушений у дошкольников

Понятие дизонтогенеза. Классификация детей с отклонениями в развитии (по М.Р. Певзнер и др.). Группы причин отклонений в развитии. Помощь психолого-медико-педагогических консультаций в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

 

Студент должен знать:

-         классификацию нарушений развития

-         диагностику отклонений в развитии ребенка.

Студент должен уметь:

-         проводить предварительную диагностику при обследовании ребенка с ограниченными возможностями.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1.  Какие причины вызывают возрастание числа детей с отклонениями в развитии?

2.             Какие виды нарушения и развития встречаются у детей?

3.             Раскройте задачи и содержание работы ПМПК.

4.              Назовите основные причины нарушения развития ребенка.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 2, 8, 19

 

Раздел 3. Специфика развития детей с отклонением в поведении

Тема 3.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонением в поведении и развитии.

 

Психологические трудности, как неотъемлемая часть в развитии ребенка. Характеристика отклонений в различных возрастных периодах развития ребенка.

 

Студент должен знать:

-         возрастыне особенности детей с отклонениями в поведении

-         психологические «портреты» детей с проблемами в развитии

Студент должен уметь:

-     использовать знания характерологических и поведенческих черт в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1.      Сформулируйте критерий и оценки возможного отклонения в поведении ребенка.

2.      Каковы психологическая природа и возрастные особенности наиболее типичных нарушений личностного развития и поведения детей?

3.      Каковы возрастные особенности наиболее типичных нарушений личностного развития и поведения детей?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 2, 11, 19

 

Тема 3.2. Школьная дезадаптация, ее диагностика.

 

Эмоциональное развитие характерологические и поведенческие отклонения в развитии школьников. Психический инфантилизм. Особенности школьной дезадаптации.

 

Студент должен знать:

-         проблемы эмоционального развития в детском возрасте.

-         особенности школьной дезадаптации

Студент должен уметь:

-     использовать знания по работе со школьной дезадаптацией.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

  1. Какие причины школьной дезадаптации?

2.  В чем причина школьная дезадаптация в условиях массовой школы?

3.              В чем природа детской агрессивности?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 2, 11, 19

 

Тема 3.3. Становление личности и социализации человека с ограниченными возможностями.

Социализация личности и сферы социализации. Социологический и психологический подход. Стадии социализации. Институты и агенты социализации. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации. Элементы социальной структуры личности. Реабилитационная деятельность.

 

Студент должен знать:

- понятие социализации;

- сущность и механизмы процесса социализации

Студент должен уметь:

- выявлять элементы социальной структуры личности;

- социальные условия, необходимые для социализации человека с ограниченными возможностями.

 

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1.      Дайте определение понятию «социализация».

2.      Назовите элементы социальной структуры  личности.

3.      Какие существуют современные подходы к проблеме социализации?

4.      Что включают в себя социальные условия, необходимые для социализации человека с ограниченными возможностями?

5.      В чем польза раннего коррекционно-педагогического вмешательства в развитие ребенка?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература 2, 19

 

Раздел 4. Способы коррекции и адаптации детей с нарушениями в развитии

Тема 4.1. Принципы, содержание коррекционно-развивающего образовательного процесса.

 

Общедидактические и общепедагогические принципы. Специфические принципы коррекционно-развивающего образовательного процесса. Направление коррекционно-развивающего образования.

 

Студент должен знать:

- принципы коррекционно-развивающего образовательного процесса;

- приемы коррекционно-развивающего образовательного процесса

Студент дожжен уметь:

- определять направления коррекционно-педагогической деятельности

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

  1. В чем специфические принципы коррекционно-развивающего образовательного процесса?
  2. Назовите направления коррекционно-развивающего образования?
  3. Какие методы коррекционно-развивающего образовательного процесса вы знаете?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература 10, 19

 

Тема 4.2. Формы и методы коррекционно-развивающего образовательного процесса.

 

Методы и приемы коррекционно-развивающего образовательного процесса. Принципы специального образования.

 

Студент должен знать:

- методы коррекционно-развивающего образовательного процесса;

-формы коррекционно-развивающего образовательного процесса

Студент дожжен уметь:

- использовать методы коррекционно-развивающего образовательного процесса на практике

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

  1. Перечислите принципы специального образования.

2.      Назовите сущность принципа педагогического оптимизма.

3.      В чем суть принципа дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература 10, 19

 

Тема 4.3. Оказание специализированной помощи.

 

Обучение и воспитание умственно отсталых детей. Вспомогательная школа и ее задача. Глубоко умственно отсталые дети. Дети с сенсорными нарушениями. Понятие речевого нарушения. Обучение и воспитание детей с сенсорными и речевыми нарушениями. Типичные особенности детей с ЗПР Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР Классы коррекционно-развивающего обучения. Двигательные нарушения. Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций.

 

Студент должен знать:

-         основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста

-         организацию помощи детям с нарушением развития

Студент должен уметь:

-         выявлять специфику специализированной помощи детям с различными нарушениями развития

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1.              Каково значение слуха и зрения в развитии ребенка?

2.              Охарактеризуйте причины, степень и виды нарушения слуха и зрения.

3.              Охарактеризуйте основные направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.

4.              Охарактеризуйте основные отличия детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников.

5.                Каковы особенности обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 3, 9, 19

 

Тема 4.4. Специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями.

 

Основные направления профессионально-педагогической деятельности социального педагога. Готовность к педагогической деятельности. Квалификационная характеристика. Личностные качества. Стиль взаимоотношений педагога и воспитанника. Взаимосвязь социального педагога со специалистами, родителями.

 

Студент должен знать:

-         квалификационную характеристику социального педагога.

-         перечень умений, необходимых педагогу для работы с детьми с  отклонениями в развитии и поведении

Студент должен уметь:

-     на практике применять приемы и методы работы с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1.  Какая роль отводится социальному педагогу  в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с отклонением в развитии и поведении?

2.              Какие требования предъявляются профессионально-педагогической подготовки социального педагога и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности?

3.              Какие существуют ведущие  направления  профессиональной деятельности  социального педагога.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 10, 11

 

Тема 4.5. Современные педагогические системы воспитания и  социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

 

Закон РФ по социальной защите семей, воспитывающих детей инвалидов. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями. Интегрирование обучения. Коррекционные кабинеты. Центры реабилитации. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Реформирование системы специального образования.

 

Студент должен знать:

- современные педагогические системы воспитания;

- системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Студент должен уметь:

- работать в общеобразовательных учреждениях специализированной помощи детям с проблемами в развитии.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1.  Какова структура государственной системы коррекции, поддержки и социальной защиты детей и подростков с проблемами в развитии?

2.              От чего зависит отношение к детям инвалидам в обществе?

3.              Приведите краткие сведения об истории коррекционной педагогики в нашей стране.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 10, 14, 17


Практические занятия

для специальностей: 050711 «Социальная педагогика» (11)

                                  050711 «Социальная педагогика» (9)

п/п

№ и наименование раздела и темы

Краткий план проведения практического занятия

Количество часов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

Практическое занятие № 1.

 

Аспекты коррекционной педагогики как науки

История развития специальной педагогики в Западной Европе и России

Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическую проблему

Принципы, содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

 

4

2

Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом, физическом, моторном и интеллектуальном развитии ребенка.

Практическое занятие № 2.

 

Психологический аспект проблемы «норма-аномалия»

Кризисы развития детей школьного возраста

Основные критерии явления «норма-аномалия».

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

 

4

3

Тема 2.5. Причины отклонений, единство биологических и социальных факторов. 

Практическое занятие № 3.

 

Виды нарушений развития, их причины и механизмы

Классификация нарушений развития

Диагностика отклонений в развитии ребенка.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

 

4

 

Тема 2.6. Классификация нарушений у дошкольников.

Практическое занятие № 4.

Основная классификация детей с отклонениями в развитии.

Причины отклонений в развитии.

Функции ПМПК.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

 

 

4

4

Тема 3.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонением в поведении и развитии.

Практическое занятие № 5.

 

Причины эмоциональных отклонений у детей.

Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии

Проблемы эмоционального развития в детском возрасте.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

 

 

4

 

Тема 3.2. Школьная дезадаптация, ее диагностика.

Практическое занятие № 6.

Причины школьной дезадаптации.

Группы детей, подверженных школьной дезадаптации.

Особенности работы педагога с школьной дезадаптацией.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

2

5

Тема 4.1. Принципы, содержание, формы и методы коррекционно-развивающего образовательного процесса.

Практическое занятие № 7.

 

Принципы и методы коррекционно-развивающего образовательного процесса;

Приемы коррекционно-развивающего образовательного процесса

Направления коррекционно-педагогической деятельности

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

 

4

6

Тема 4.3. Оказание специализированной помощи.

Практическое занятие № 8.

 

Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста

Организацию помощи детям с нарушением развития

Специфика специализированной помощи детям с различными нарушениями развития

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

 

 

4

9

 

Тема 4.4. Специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями.

Практическое занятие № 9.

 

Основные направления профессионально-педагогической деятельности социального педагога.

 Личностные качества социального педагога.

Стиль взаимоотношений педагога и воспитанника.

 Взаимосвязь социального педагога со специалистами, родителями.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы.

 

4

 

Всего

32


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

для специальностей: 050711 Социальная педагогика (9)

                                       050711 Социальная педагогика (11)

Тема

Содержание работы

Количество часов

Форма проверки

Тема 2.1. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

 

Специальная педагогика в системе наук о человеке. Объект предмет и задачи курса. Подготовка докладов и сообщений.

Дополнительная литература (15) стр.17- 24

 

4

Семинар

Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом, физическом, моторном и интеллектуальном развитии ребенка.

 

Личностное развитие ребенка с нарушениями в развитии. Подготовка докладов и сообщений. Основная литература (1) стр.23-31

4

Устный опрос, дискуссия

Тема 2.5. Причины отклонений, единство биологических и социальных факторов. 

 

Группы причин отклонений в развитии. Конспект. Дополнительная литература. (2) стр.27 – 39

 

4

Ответ с опорой на конспект

Тема 3.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонением в поведении и развитии.

 

Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в поведении и развитии.

Основная литература. (2) стр. 79 – 111

 

4

Семинар

Тема 4.1. Принципы, содержание, коррекционно-развивающего образовательного процесса.

 

 

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта. Подготовка докладов и сообщений.

Основная литература. (2) стр. 133- 142

 

4

Ответ с опорой на конспект

Тема 4.3. Оказание специализированной помощи.

 

Дети с ЗПР. Коррекционная работа в классах компенсирующего обучения. Конспект.

Основная литература. (3) стр. 34 – 37

 

2

Семинар

Тема 4..3. Оказание специализированной помощи.

 

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специфика коррекционной работы. Дополнительная литература. (3) стр. 43-67

 

1

Семинар

Тема 4.3. Оказание специализированной помощи.

 

Сенсорные нарушения. Специфика коррекционной работы. Подготовка докладов и сообщений. 

Основная литература. (3) стр. 41 – 46

 

1

Семинар

Тема 4..4. Специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с  ОВ

 

Социальный педагог как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

Подготовка докладов и сообщений.

Основная литература. (1)  стр. 165 – 174

 

4

Устный опрос, дискуссия

Всего:

28

 

 

 

Рубежный контроль

 

Первый рубежный контроль проводится в форме контрольной работы (после изучения первых 2-х разделов дисциплины) по следующим темам:

Тема 1.1. Объект, предмет специальной педагогики.

Тема 1.2. Задачи коррекционной и специальной педагогики.

Тема 2.1. Становление и развитие специальной педагогики как науки.

Тема 2.2. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности

Тема 2.3. Ребенок с нарушениями в развитии и поведении – объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.

Тема 2.4. Понятие «норма» и «аномалия» в психологическом и личностном развитии ребенка

Тема 2.5. Причины отклонений, единство биологических и социальных факторов. 

Тема 2.6. Классификация нарушений у дошкольников

 

Второй рубежный контроль проводится в форме контрольной работы после изучения 3,4  разделов дисциплины по следующим темам:

Тема 3.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонением в поведении и развитии.

Тема 3.2. Школьная дезадаптация, ее диагностика.

Тема 3.3. Становление личности и социализации человека с ограниченными возможностями.

Тема 4.1. Принципы, содержание коррекционно-развивающего образовательного процесса.

Тема 4..2. Формы и методы коррекционно-развивающего образовательного процесса.

Тема 4.3. Оказание специализированной помощи.

Тема 4.4. Специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями.

Тема 4.5.. Современные педагогические системы воспитания и  социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

 

 

Рекомендуемая тематика рефератов

 
1.      Становление  и развитие специальной педагогики как науки.
2.      Дети с нарушением общения.
3.      Обучение и воспитание детей  со  сложными дефектами.
4.      Профилактика  и  преодоление  отклоняющихся  форм поведения
5.      Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением речи.
6.      Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением ОДА.
7.      Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением зрения.
8.      Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением слуха.
9.      Специальная педагогика в системе наук о человеке
10.  Возможности  профессионального  образования  лиц  с ограниченными возможностями.
11.  Дети с ЗПР в общеобразовательной школе.
12.  Школьная система коррекционно-педагогической помощи как  этап  социализации  формирующейся   личности   человека   с   ограниченными возможностями.

 

Вопросы для подготовки к экзамену.

  1. Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики.

2.              Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

3.              Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

4.              Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.

5.              Социальное значение коррекционной педагогики.

6.              Концепции Л.С. Выготского и их значения для коррекционной педагогики.

7.              Особенности личности и поведения ребенка в отдельные возрастные периоды, которые можно считать отклоняющимися от нормы.

8.              Проблемы эмоционального развития в детском возрасте.

9.      Основные виды нарушений развития ребенка. 

10.  Роль общения в развитии речи и личности ребенка.

11.  Комплексный подход к устранению нарушений развития.

12.  Принципы коррекционного воздействия на детей с отклонениями в развитии.

13.  Основные виды нарушения речи.

14.  Особенности личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.

15.  Сущность теории Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в аномальном развитии ребенка.

16.  Детские аномалии и их причины.

17.  Специфические особенности развития речи умственно отсталого ребенка.

18.  Глубоко умственно отсталые дети. Формы помощи.

19.  Причины, степень и виды нарушения слуха и зрения.

20.  Пути социальной адаптации детей с сенсорными нарушениями.

21.  Особенности развития ребенка вне семьи.

22.  Решение специальной школой проблемы социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями.

23.  Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей.

24.  .Классификация ЗПР.

25.  Характерологические психологические особенности детей с ЗПР.

26.  .Принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР в классах компенсирующего обучения.

27.  Особенности индивидуального подхода к детям с ЗПР в условиях коррекционно-развивающего обучения.

28.  Основные показания к отбору детей в классах компенсирующего обучения.

29.  .Классификация слуховых нарушений.

30.  Роль слухового и зрительного анализатора в психическом и зрительном развитии ребенка.

31.  Уровни речевого недоразвития.

32.  Принцип системного подхода к речевым нарушениям.

33.  Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

34.  Определение и сущность девиантного поведения.

35.  Принципы и условия отклоняющегося поведения.

36.  Проблемы школьной дезадаптации.

37.  Роль социально-педагогических факторов в формировании отклоняющегося поведения подростков.

38.  Профилактика отклоняющегося поведения подростков и ее взаимосвязь с коррекционно-педагогической деятельностью.

39.  Характеристика методов и педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения подростков.

40.  Роль ПМПК в предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков.

41.  Роль социального педагога в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

42.  Какие существуют причины школьной дезадаптации?

 

 

Литература

 

Основная литература.

  1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании., М., 2001.*
  2. Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И., Коррекционная педагогика, Ростов-на-Дону, 2002. .*
  3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001. .*

 

Дополнительная литература.

 

1.  Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

2.      Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. - Свердловск, 1987.

3.      Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. —М., 1989.

4.      Астапов В.М., Микадзе Ю.В.  Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – С.-П., 2001.

5.              Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.

6.              Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М., 1973. .*

7.              Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М., 1968.

8.      Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Соб. соч. в 6 т. - М., 1984. т. 5.

9.      Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. -М., 1984.

  1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитания. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/ Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. - , М, 2001

11.  Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей пособие для учителей и рдителей. – М., 2001.

  1. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.

13.       Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М., 1973.

  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под ред. Г.Ф.Кумариной, М., 2001

15.  Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.

  1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983.

17.  Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.

18.       Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1997.

19.       Хрестоматия// Дети с ограниченными возможностями. Проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании. – М., 2001.

 

 

Hosted by uCoz