|
|
УТВЕРЖДЕНО Ученым советом МГППУ |
|
протокол № от « » 2008г |
|
|
|
|
|
|
Ректор В.В. Рубцов
|
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методика развития слухового и зрительного
восприятия
для специальности:
050718 Специальная педагогика
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Москва 2008
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой
комиссией Педагогических дисциплин |
|
Составлена
в соответствии с государственными
требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по
специальности 050718 Специальная
педагогика |
|
|
|
Председатель
ПЦК Головина Л.Е.. |
|
Заместитель
руководителя Пряхина Е.Н. |
Автор: Абрамова
Е.И.., преподаватель СПК МГППУ
Рецензент: к.п.н., Шумских
М.А.
Рецензент: к.п.н., Гринько
Л.А.
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Методика развития
слухового и зрительного восприятия»
является одной из дополнительных при подготовке специалистов по специальности «Специальная
педагогика», предусмотренной
государственным образовательным стандартом среднего специального образования.
Для студентов специальности важно знать и понимать организацию, содержание и методику коррекционной деятельности специальных педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии сенсорного восприятия.
Цель данной дисциплины заключается в формировании у студентов готовности
стать руководителями, организаторами коррекционной деятельности с детьми,
имеющими дефекты в развитии слухового и зрительного восприятия.
Основные задачи дисциплины:
- раскрыть биологические, психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушений развития слуха и зрения.
- показать основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания.
- повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии слухового и зрительного восприятия.
Реализация названных задач возможных на основе широкого использования
межпредметных знаний из общей педагогики, психологии, специальной психологии,
специальной педагогики и т.д.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по
дисциплине «Методика развития слухового и зрительного восприятия», утвержденной
Научно-методическом центром среднего профессионального
образования Министерства образования РФ.
Дисциплина «Методика
развития слухового и зрительного восприятия»
включает в себя изучение:
- особенностей педагогического обследования сенсорного
восприятия у детей дошкольного и
школьного возраста;
- направления,
задачи и содержание работы по развитию сенсорного восприятия у детей с
нарушенным сенсорным развитием;
- дифференцированный подход к отбору методов и форм
организации коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорного
восприятия у школьников;
- использование сурдо- и
тифлотехники в работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения.
По окончанию учебной дисциплины студент должен знать:
-
особенности развития детей раннего возраста со зрительными и слуховыми
нарушениями.
-
особенности построения программ ранней помощи для детей со зрительными и
слуховыми нарушениями.
- системы альтернативной коммуникации (жесты,
пиктограммы и т.д.)
После
изучения данной дисциплины студент должен уметь:
- проводить
функциональную оценку в таких областях развития, как развитие зрения и слуха,
движений.
- определять проблемы и возможности ребенка с
нарушениями сенсорного восприятия
использовать
специальные методы по развитию слухового и зрительного восприятия.
Дисциплина «Методика
развития слухового и зрительного восприятия»
предусматривает практическую и самостоятельную работу студентов, подготовку
рефератов, докладов и сообщений.
Рабочей программой
предусмотрено проведение учебных занятий в форме лекций бесед, а практических
занятий – в форме устных выступлений. Основное условие для изучения дисциплины – использование
наглядных и технических средств обучения. Лекции сопровождаются наглядным
материалом, созданным в программе Power Point.
Учебную дисциплину «Методика развития слухового и зрительного восприятия» рекомендуется читать студентам 3 курса, обучающихся по специальности 050718 «Специальная педагогика» на базе неполного среднего общего образования. На изучение дисциплины отводится – 64 часа, из них лекционных занятий – 48 ч., практических – 16 ч., самостоятельная внеаудиторная работа студентов - 10ч..
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Методика развития слухового и зрительного восприятия» для специальностей 050718 «Специальная педагогика»
Наименование разделов и тем |
Максимальная
учебная нагрузка |
Количество
аудиторных часов при очной форме обучения |
Самостоятельная
работа |
||
Всего |
Лекционные
занятия |
Практические занятия |
|
||
Введение. |
4 |
4 |
4 |
|
|
Раздел 1. Методы диагностики
зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного и школьного возраста |
18 |
16 |
12 |
4 |
2 |
Тема 1.1. Методы диагностики зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного и школьного возраста |
4 |
4 |
4 |
|
|
Тема 1.2. Методы диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного и школьного возраста |
7 |
6 |
4 |
2 |
1 |
Тема 1.3. Методы диагностики слухового восприятия у детей дошкольного и школьного возраста |
7 |
6 |
4 |
2 |
1 |
Раздел 2. Особенности педагогической работы с детьми, имеющими
нарушения слуха и зрения. |
20 |
16 |
12 |
4 |
4 |
Тема 2.1. Направления, задачи и содержание работы по развитию сенсорного восприятия у детей с нарушенным сенсорным развитием |
4 |
4 |
4 |
|
|
Тема 2.2. Специфика педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
Тема 2.3. Специфика педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха. |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
Раздел 3. Методы и формы
организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного и
слухового восприятия у школьников |
20 |
16 |
12 |
4 |
4 |
Тема 3.1. Дифференцированный подход к отбору методов и форм организации коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорного восприятия у школьников |
4 |
4 |
4 |
|
|
Тема 3.2. Методы и формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия у школьников |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
Тема 3.3. Методы и формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у школьников |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
Раздел 4. Использование сурдо-
и тифлотехники в работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения |
12 |
12 |
8 |
4 |
|
Тема 4.1. Особенности использования тифлотехники в работе с детьми,
имеющими нарушения зрения |
6 |
6 |
4 |
2 |
|
Тема 4.2. Особенности использования
сурдотехники в работе с детьми, имеющими нарушения слуха |
6 |
6 |
4 |
2 |
|
Итого: |
74 |
64 |
48 |
16 |
10 |
Текущий контроль успеваемости проводится в
ходе занятий по каждой теме в форме:
- устного опроса (индивидуального и фронтального),
- проверки конспектов,
- проверки самостоятельной работы.
Успеваемость студентов определяется и оценивается по результатам выполнения заданий.
Содержание
Введение.
Предмет и задачи дисциплины «Методика развития
слухового и зрительного восприятия».
Структура учебной дисциплины.
Краткая характеристика основной учебной литературы.
Особенности дисциплины.
Раздел 1. Методы диагностики зрительного и слухового
восприятия у детей дошкольного и школьного возраста.
Тема 1.1. Методы диагностики зрительного и слухового
восприятия у детей дошкольного и школьного возраста.
Сенсорные нарушения. Слуховой и зрительный анализаторы. Ведущая роль слуховой сферы. Степени нарушения слуха. Инструкции по приему детей в школы для слепых и слабовидящих. Инструкции по приему детей в школы для глухих и слабослышащих. Кинестетическая чувствительность детей с нарушениями зрения. Время возникновения дефекта. Дифференциально-диагностический подход к анализу структуры любого дефекта.
Студент должен знать:
- роль сенсорного восприятия;
- роль зрительного восприятия
Студент должен уметь:
- степень слухового
нарушения;
- степень зрительного
нарушения
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1. Чем определяется общий ход усвоения звуковой речи?
2. Сколько основных этапов формирования речи в норме и
патологии?
3. Факторы недоразвития речи в связи с нарушением слуха.
4. Какие последствия нарушения слуха?
5. Какие причины нарушения зрения?
Обязательная
литература: 1, 2
Дополнительная литература: 11,
15, 21
Тема 1.2. Методы диагностики
зрительного восприятия у детей дошкольного и школьного возраста
Диагностика
познавательной сферы у детей с нарушениями зрения. Классификация осязания. Три
этапа прочного образа усваиваемого материала. Необходимые
условия для усвоения кода Брайля. Уровни ориентировочной деятельности
детей с нарушениями зрения школьного возраста. Особенности
протекания учебной деятельности у детей с нарушениями зрения. Сензитивный
период развития зрительного анализатора и его функций. Основные виды патологии
зрения. Рисование по представлению как средство диагностики и коррекции
отклонений развитии детей с нарушениями зрения. Исследование осязательных
возможностей учащихся начальных классов в школе для слепых. Шкала социальной
зрелости детей с нарушениями зрения. Особенности учебной деятельности детей с
нарушениями зрения.
Студент должен знать:
- способы диагностики зрительных нарушений
- особенности развития детей с нарушениями зрения
Студент должен уметь:
- применять методы
диагностики зрительных нарушений
- выявлять основные
виды патологии зрения
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1.
Какие особенности
протекания учебной деятельности у детей с нарушениями зрения?
2.
Когда определяется сензитивный период развития
зрительного анализатора и его функций?
3.
Когда достигается
максимально лечебный эффект при функциональных нарушениях зрения?
4.
В чем важность диагностики осязания?
5. В чем состоит необходимость проведения коррекционной работы по формированию у младших школьников средств общения?
Обязательная литература: 1,2
Дополнительная литература:
16, 19, 21
Тема 1.3. Методы диагностики
слухового восприятия у детей дошкольного и школьного возраста
Инструкции по приемы
детей в школы для глухих и слабослышащих. Диагностика познавательной сферы у
детей с нарушениями слуха. Методы изучения психического развития детей с
нарушениями слуха. Психическое развитие детей с нарушениями слуха в дошкольном
возрасте. Характеристика психического развития глухих детей в школьном
возрасте. Особенности личности ребенка с нарушениями слуха.
Студент должен знать:
- способы диагностики слуховых нарушений
- особенности развития детей с нарушениями слуха
Студент должен уметь:
- применять методы
диагностики слуховых нарушений
- выявлять основные
виды патологии слуха
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1.
Назовите
причины нарушений слуха.
2.
Какие существуют
варианты нарушений слуха? На основании каких критериев они выделены?
3.
Какие
биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей,
имеющих нарушение слуха?
4.
Охарактеризуйте
закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха, как общие, характерные для слышащих, так и специфические.
5.
Как
развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом?
6.
Какие
факторы влияют на формирование двигательных навыков у детей с нарушенным слухом?
7.
Изменяется
ли развитие речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха?
8.
Чем
обусловлено своеобразие в развитии внимания и его свойств у глухих детей?
9.
В чем особенности психического развития детей
с нарушением слуха в дошкольном возрасте?
10. Какой уровень слуха имеет глухой от
рождения ребенок?
11. Для чего необходимо изучение структуры
дефекта и особенно характера вторичных отклонений?
Обязательная литература: 1, 2
Дополнительная
литература: 13, 15, 23
Раздел 2. Особенности педагогической работы с детьми, имеющими
нарушения слуха и зрения.
Тема 2.1. Направления, задачи и содержание работы по развитию
сенсорного восприятия у детей с нарушенным сенсорным развитием.
Проблема
дифференцированного обучения и воспитания различных категорий аномальных детей.
Требования, предъявляемые к уровню образования как в
массовой, так и в специальной (слепых и слабовидящих) школе. Требования,
предъявляемые к уровню образования как в массовой, так
и в специальной (глухих и слабослышащих) школе. Влияние аномального фактора на
психическое развитие ребенка с сенсорными нарушениями. Особенности организации
сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения
Студент должен знать:
- общую специфику педагогической работы с детьми, имеющими сенсорные нарушения;
- общие направления и задачи работы по развитию сенсорного восприятия
Студент должен уметь:
- планировать работу
по развитию сенсорного восприятия в дошкольном и школьном учреждении
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1. В чем необходимость осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения слепых и слабовидящих школьников?
2.
Какова
современная теория компенсации слепоты? Покажите возрастные аспекты формирования
компенсации.
3. Каковы взаимоотношения компенсации и
коррекции?
4. Что необходимо для формирования речи у глухих и
слабослышащих?
5. Перечислите этапы реализации программы по развитию мышления ребенка в дошкольных учреждениях и школах для глухих детей.
6. Охарактеризуйте методы исследования
слуха, применяемые в школах глухих и слабослышащих.
7.
В чем особенности развития эмоциональной сферы глухих?
8.
Назовите
различные точки зрения ученых на проблему восприятия речи на слух.
9.
Раскройте
особенности формирования слуховых представлений у детей с нарушением слуха.
Обязательная литература: 1,2
Дополнительная литература:
7, 20, 22
Тема 2.2. Специфика
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Три уровня
обучаемости: высокий, средний и низкий. Содержание работы тифлопедагога. Основные специальные задачи в работе детского
сада для детей с нарушением зрения. Медико-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения. Диспропорциональность
развития ребенка с нарушением зрения. Формирование у дошкольников с нарушением
зрения компенсаторных способов познавательной, трудовой, игровой деятельности. Театрально-игровая
деятельность как форма развития зрительного восприятия
Студент должен знать:
- специфику педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения;
- направления и задачи работы по развитию зрительного восприятия
- способы формирования компенсаторного восприятия
Студент должен уметь:
- планировать работу
по развитию зрительного восприятия в дошкольном и школьном учреждении
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1. Являются ли требования к у ровню образования в массовой школе и в школе для слепых
и слабовидящих разными?
2. В чем сложность контингента слепых и слабовидящих?
3. Охарактеризуйте три уровня обучаемости: высокий, средний и низкий.
4. Что является решающим фактором правильного развития ребенка?
5. В чем диспропорциональность развития ребенка с нарушением зрения?
7. В чем польза игры с конструктором для детей с
нарушением зрения?
8. Что является важнейшим условием оптимизации
учебно-воспитательного процесса в школе для слепых и слабовидящих?
Обязательная литература: 1,2
Дополнительная литература:
7, 20
Тема 2.3. Специфика педагогической работы с детьми, имеющими нарушения
слуха.
Формирование устной речи у глухих
и слабослышащих. Этапы реализации программы по развитию мышления ребенка в
дошкольных учреждениях и школах для глухих детей. Развитие эмоциональной сферы
глухих детей. Синтетический
метод. Глобальные методы.
Аналитико-синтетический
метод. Глобально-синтетический метод (метод Линднера) глобальный метод
(бельгийский)
Студент должен знать:
- специфику педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха;
- направления и задачи работы по развитию слухового восприятия
- способы формирования компенсаторного восприятия
Студент должен уметь:
- планировать работу
по развитию слухового восприятия в дошкольном и школьном учреждении
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1.
Дайте
характеристику методических принципов.
2.
Расскажите
об основных этапах формирования слухового самоконтроля.
3.
Содержание
синтетического метода обучения.
4.
В чем главная идея
естественного метода Енько?
5.
В чем сущность и
ценность метода Малиша?
Обязательная
литература: 1,2
Дополнительная
литература: 10, 18, 22
Раздел 3. Методы и формы
организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного и
слухового восприятия у школьников.
Тема 3.1. Дифференцированный
подход к отбору методов и форм организации коррекционно-педагогической работы
по развитию сенсорного восприятия у школьников.
Методы и методики развития сенсорного восприятия Задачи формирования личностного развития ребенка с сенсорными нарушениями. Способы действия с материалом при использовании психолого-педагогическую методику.
Студент должен знать:
- методы организации коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорного восприятия у школьников
- способы коррекции психофизического развития детей с сенсорными нарушениями
Студент должен уметь:
- использовать на
практике методы коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорного
восприятия
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1. Чем обусловлено развитие детей с
нарушением зрения?
2.
Каковы
специфические особенности формирования образов внешнего мира?
3.
Какие цели и задачи слухового
восприятия?
4. Какие условия эффективной работы по развитию слухового восприятия речи?
5.
Каковы условия
овладения речью глухими детьми?
Обязательная литература: 1,2
Дополнительная литература: 7, 14, 22
Тема 3.2. Методы и формы организации коррекционно-педагогической работы
по развитию зрительного восприятия у школьников
Методы и методики развития зрительного восприятия. Психолого-педагогическая методика. Формы компенсации слепоты. Практика использования остаточного зрения у слепых. Основные положение коррекционно-педагогической работы со слепыми и слабовидящими детьми. Коррекция познавательной деятельности. Виды осязательного восприятия. Коррекция качеств личности. Коррекция отклонений в физическом развитии.
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1. В чем трудности пространственной ориентации слепых и слабовидящих? Какова роль различных анализаторов в ориентации слепых?
2.
Каково
влияние слепоты и слабовидения на формирование высших познавательных процессов (памяти,
мышления, речи)?
3. Что такое психологическая реабилитация
лиц с нарушением зрения?
Студент должен знать:
- методы организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия у школьников
- способы коррекции психофизического развития детей с нарушениями зрения
Студент должен уметь:
- использовать на
практике методы коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного
восприятия
Обязательная литература: 1,2
Дополнительная литература: 7, 14, 20
Тема 3.3. Методы и формы
организации коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия
у школьников
Цели и задачи
развития слухового восприятия. Содержание занятия по развитию слухового
восприятия речи. Система работы по развитию слухового восприятия речи.
Условия эффективной работы по развитию слухового восприятия речи. Формы организации учебной деятельности по развитию слухового восприятия. Развитие слухового восприятия на индивидуальном занятии. Развитие слухового восприятия на групповом занятии. Развитие слухового восприятия на фронтальном занятии.
Студент должен знать:
- методы организации коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у школьников
- способы коррекции психофизического развития детей с нарушениями слуха
Студент должен уметь:
- использовать на
практике методы коррекционно-педагогической работы по развитию слухового
восприятия
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
1.
Какие
трудности при овладении грамматическим строем речи испытывают глухие дети?
2.
Назовите
виды речи, которыми овладевает глухой ребенок.
3.
Чем
обусловлено своеобразие в развитии образной памяти у детей с нарушенным слухом?
4.
Перечислите
конкретные проявления отставания в развитии словесной памяти у детей с нарушенным слухом. Каковы причины
такого отставания?
5.
Каковы
основные направления развития словесной памяти у детей с нарушениями слуха?
6. Охарактеризуйте основные
закономерности развития мышления у детей с нарушенным слухом. Какие общие с нормально слышащими детьми особенности в развитии мышления можно
выделить?
7. В чем отличие структуры
индивидуального занятия и группового по развитию слухового восприятия?
Обязательная литература: 1, 2
Дополнительная
литература: 5, 18, 22
Раздел 4. Использование сурдо-
и тифлотехники в работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения.
Тема
4.1. Особенности использования тифлотехники в работе с детьми, имеющими
нарушения зрения
Устройство и принцип действия электрострикционного аппарата для повышения кожной чувствительности. Положительные особенности аппарата, используемого для вибростимуляции. Использование компьютера в работе с детьми, имеющими нарушение зрения. Развитие современной тифлотехники. Принципы разработки тифлотехники.
Характеристика тифлотехнических устрйств. Принципы работы фотостимуляторов.
Студент должен знать:
- особенности использования тифлотехники в работе с детьми, имеющими нарушения зрения;
- принципы действия современной тифлотехники
Студент должен уметь:
- описывать суть
тифлотехнических устройств.
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
2. В чем особенность работы вибростимулятора?
Обязательная литература: 1
Дополнительная
литература: 1, 2, 17
Тема
4.2. Особенности использования сурдотехники в работе с детьми, имеющими
нарушения слуха
Эффективность использования ЗУА. Аспекты
использования ЗУА. Типы ЗУА.
Рекомендации по использованию ЗУА. Работа учителя с ЗУА.
Студент должен знать:
- особенности использования сурдотехники в работе с детьми, имеющими нарушения слуха;
- принципы действия современной сурдотехники
Студент должен уметь:
- описывать суть
сурдотехнических устройств.
Вопросы
для самоконтроля и самоподготовки.
4. Какие типы ЗУА вы знаете?
5. В чем особенность смены одного типа ЗУА на другой?
6. Какие даются рекомендации по использованию ЗУА?
7. Какая конечная цель по использованию ЗУА?
8. Какие существуют правила для работы учителя с ЗУА?
9. Какие существуют особенности по использованию ЗУА вы знаете?
10. В чем опасность неправильного использования ЗУА?
Обязательная литература: 1
Дополнительная
литература: 13, 22
Практические занятия
для специальности 050718 «Специальная педагогика»
№ п/п |
№ и наименование раздела и темы |
Краткий план проведения практического занятия |
Количество часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Тема 1.2. Методы диагностики зрительного восприятия у
детей дошкольного и школьного возраста Практическое занятие
№ 1. |
1. Диагностика познавательной сферы у детей с
нарушениями зрения
3.
Особенности
протекания учебной деятельности у детей с нарушениями зрения.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы
на вопросы. |
2 |
2 |
Тема 1.3. Методы диагностики
слухового восприятия у детей дошкольного и школьного возраста Практическое занятие № 2. |
1. Диагностика познавательной сферы у детей с
нарушениями слуха. 2. Методы изучения психического развития детей с
нарушениями слуха., 3. Психическое развитие детей с нарушениями слуха в
дошкольном возрасте. 4. Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте. 5. Особенности личности ребенка с нарушениями слуха. Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы
на вопросы. |
2 |
3 |
Тема 2.2. Специфика педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Практическое занятие
№ 3. |
2. Медико-педагогическая работа с
детьми, имеющими нарушения зрения.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы
на вопросы. |
2 |
4 |
Тема 2.3. Специфика
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Практическое занятие
№ 4. |
2. Этапы реализации программы по развитию мышления ребенка в дошкольных учреждениях и школах для глухих детей. 3. Развитие эмоциональной сферы глухих детей. Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы
на вопросы. |
2 |
5 |
Тема 3.2. Методы и формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия у школьников Практическое занятие
№ 5. |
Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы
на вопросы. |
2 |
6 |
Тема 3.3. Методы и формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у школьников Практическое занятие
№ 6. |
1. Содержание занятия по развитию слухового восприятия
речи. 2. Система работы по развитию слухового восприятия
речи.
4. Формы организации учебной деятельности по развитию
слухового восприятия. Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы
на вопросы. |
2 |
7 |
Тема 4.2. Особенности использования
тифлотехники в работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Практическое занятие
№ 7. |
1. Принципы и характеристика современной тифлотехники. 2. Плюсы использования тифлотехники. 3. Минусы использования тифлотехники. 4. Виды современной тифлотехники. Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы
на вопросы. |
2 |
8 |
Тема 4.3. Особенности использования сурдотехники в работе с детьми, имеющими нарушения слуха. Практическое занятие
№ 8. |
1. Принципы и характеристика современной сурдохники. 2. Плюсы использования сурдотехники. 3. Минусы использования сурдотехники. 4. Виды современной сурдотехники. Обобщение и систематизация полученных знаний. Ответы
на вопросы. |
2 |
|
Всего: |
16 |
для специальности 050718 «Специальная педагогика»
Тема |
Содержание работы |
Количество
часов |
Форма
проверки |
Тема 1.2. Методы
диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного и школьного возраста |
Обсуждение
инструкции по приему детей в школы слепых и слабовидящих Составить
план-конспект Дополнительная литература (5) стр. 173 |
1 |
Устный опрос Обсуждение с опорным
конспектом |
Тема 1.3.
Методы диагностики слухового восприятия у детей дошкольного и школьного
возраста |
Обсуждение
инструкции по приему детей в школы глухих и слабослышащих. Проанализировать
прочитанный материал. Подготовить
устное сообщение по данной теме. Дополнительная литература (5) стр. 170 |
1 |
Устный опрос Обсуждение с опорным
конспектом. |
Тема 2.2. Специфика
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. |
Прочитать материал по теме «коррекционная педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения». в Дополнительная
литература (12) стр. 23 Подготовить
устное сообщение по данной теме. |
2 |
Устный опрос Обсуждение с опорным
конспектом. |
Тема 2.3. Специфика педагогической работы с детьми,
имеющими нарушения слуха. |
Прочитать материал по теме «особенности
педагогической работы с детьми с нарушениями слуха» Дополнительная литература (10) стр. 334 Составить
план конспекта. Подготовить
устное сообщение по данной теме. |
2 |
Устный опрос Обсуждение с опорным
конспектом. |
Тема 3.2. Методы и
формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного
восприятия у школьников |
Прочитать материал по теме «методы коррекции и диагностики зрительного восприятия». Дополнительная
литература (18) стр. 318 Подготовить устное сообщение по данной теме. |
2 |
Устный опрос Обсуждение с опорным
конспектом. |
Тема 3.3. Методы и формы организации
коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у
школьников |
Прочитать материал по теме «методы коррекции и диагностики слухового восприятия». Дополнительная литература (18) стр. С.183 Подготовить устное
сообщение по данной теме. |
2 |
.Устный опрос Обсуждение с опорным конспектом. |
Всего: |
10 |
|
Рубежный
контроль
Первый рубежный контроль проводится в форме
контрольной работы (после изучения первых 2-х разделов дисциплины) по следующим
темам:
Тема 1.2. Методы диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного и школьного возраста
Тема 1.3. Методы диагностики слухового восприятия у детей дошкольного и школьного возраста
Тема 2.1. Направления, задачи и содержание работы по развитию сенсорного восприятия у детей с нарушенным сенсорным развитием
Тема 2.2. Специфика педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Тема 2.3. Специфика педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха.
Второй рубежный контроль проводится в форме
контрольной работы после изучения 3,4 разделов дисциплины по следующим темам:
Тема 3.1. Дифференцированный подход к отбору методов и форм организации коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорного восприятия у школьников
Тема 3.2. Методы и формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия у школьников
Тема 3.3. Методы и формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у школьников.
Тема 4.1. Особенности использования тифлотехники в работе с детьми,
имеющими нарушения зрения.
Тема 4.2. Особенности использования сурдотехники в работе с детьми, имеющими нарушения слуха
Рекомендуемая тематика рефератов
2. Проблема своевременного выявления нарушения зрения.
6. Содержание работы тифлопедагога.
7. Основные специальные
задачи в работе детского сада для детей с
нарушением зрения.
8. Особенность воспитания и обучения дошкольников с
различными формами нарушения зрения в специализированном детском саду.
9. Содержание работы тифлопедагога.
10. Основные специальные
задачи в работе детского сада для детей с
нарушением зрения.
11. Особенность воспитания и обучения дошкольников с
различными формами нарушения зрения в специализированном детском саду.
18.
Структура
индивидуального занятия по развитию слухового восприятия.
19.
Структура группового
занятия по развитию слухового восприятия.
20.
Структура фронтального
занятия по развитию слухового восприятия.
23. Принципы использования ЗУА.
24. Роль ЗУА в развитии слухового восприятия у детей с
нарушениями слуха.
1. Чем определяется общий ход усвоения звуковой речи?
2. Сколько основных этапов формирования речи в норме и
патологии?
3. Факторы недоразвития речи в связи с нарушением слуха.
4. Какие последствия нарушения слуха?
5. Какие причины нарушения зрения?
6.
Какие особенности протекания
учебной деятельности у детей с нарушениями зрения?
7.
Когда определяется
сензитивный период развития зрительного анализатора и его функций?
8.
Когда достигается
максимально лечебный эффект при функциональных нарушениях зрения?
9.
В чем важность
диагностики осязания?
10. формированию у младших школьников средств общения?
11.
Назовите
причины нарушений слуха.
12.
Какие существуют
варианты нарушений слуха? На основании каких критериев они выделены?
13.
Охарактеризуйте
закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха, как общие, характерные для слышащих, так и специфические.
14.
Как
развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом?
15. В чем необходимость осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения слепых и слабовидящих школьников?
16. Каковы взаимоотношения компенсации и
коррекции?
17. Что необходимо для формирования речи у глухих и
слабослышащих?
18. Охарактеризуйте методы исследования
слуха, применяемые в школах глухих и слабослышащих.
19.
Назовите
различные точки зрения ученых на проблему восприятия речи на слух.
20.
Раскройте
особенности формирования слуховых представлений у детей с нарушением слуха.
21. В чем сложность контингента слепых и слабовидящих?
22. Что является решающим фактором правильного развития ребенка?
23. В чем диспропорциональность развития ребенка с нарушением зрения?
24. Что является важнейшим условием оптимизации
учебно-воспитательного процесса в школе для слепых и слабовидящих?
25. Чем обусловлено развитие детей с
нарушением зрения?
26.
Каковы
специфические особенности формирования образов внешнего мира?
27.
Какие цели и задачи
слухового восприятия?
28. Какие условия эффективной работы по развитию слухового восприятия речи?
29.
Каковы условия
овладения речью глухими детьми?
30. В чем трудности пространственной ориентации слепых и слабовидящих? Какова роль различных анализаторов в ориентации слепых?
31.
Каково
влияние слепоты и слабовидения на формирование высших познавательных процессов (памяти,
мышления, речи)?
32. Что такое психологическая реабилитация
лиц с нарушением зрения?
37.
Какие
трудности при овладении грамматическим строем речи испытывают глухие дети?
38.
Назовите
виды речи, которыми овладевает глухой ребенок.
39.
Чем
обусловлено своеобразие в развитии образной памяти у детей с нарушенным слухом?
40.
Перечислите
конкретные проявления отставания в развитии словесной памяти у детей с нарушенным слухом. Каковы причины
такого отставания?
41. Охарактеризуйте основные
закономерности развития мышления у детей с нарушенным слухом. Какие общие с нормально слышащими детьми особенности в развитии мышления можно
выделить?
42. В чем отличие структуры
индивидуального занятия и группового по развитию слухового восприятия?
50. Какие типы ЗУА вы знаете?
Литература
Основная
литература.
2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у
детей с нарушениями слуха, М., 2001
Дополнительная
литература.
13. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. - М., 2000.
15. Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2003.
20. Примерное содержание коррекционных занятий в
специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей/ методические
рекомендации, под ред. В.П.Ермакова, М. - 1988
23. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002.