УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом МГППУ

 

протокол №       от «                  »    2008г

 

 

 
 

 

Ректор                          В.В. Рубцов

 

 

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

                                           

Зоопсихология и сравнительная психология

для специальностей: 

050711 Социальная педагогика

050711 Социальная педагогика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2008

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией

Педагогических дисциплин

 

 

Составлена в соответствии

с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности

050711 Социальная педагогика

 

 

 

Председатель ПЦК

Алимханова Т.Р..

 

Заместитель руководителя

Пряхина Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:  Абрамова Е.И., преподаватель СПК МГППУ

Рецензент: к.п.н., Шумских М.А.

Рецензент: к.п.н., Гринько Л.А.

Пояснительная записка

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» является одной из дополнительных при подготовке специалистов  в области социальной педагогики, предусмотренной государственным образовательным стандартом среднего специального образования.

Актуальность и необходимость данной дисциплины обусловлена тем, что знание основ зоопсихологии помогает в изучении общей психологии, социальной психологии и других смежных дисциплин, предлагаемых учащимся для изучения.

Цель дисциплины - знакомство студентов с основным теоретическим и экспериментальным материалом по зоо- и сравнительной психологии,  формирование  представлений  о закономерностях эволюции психики, о предыстории человеческого мышления и сознания. 

            Основные задачи учебной дисциплины:

- ознакомить студентов с теоретическими основами зоопсихологии и ее связях с другими науками;

- ознакомить студентов с основными современными данными   о поведении и психике животных;

- проанализировать основные закономерности формирования  поведения и психики в процессе онтогенеза;

- рассмотреть данные сравнительной психологии  и их значение  для формирования представлений о развитии психики в процессе филогенеза

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине «коррекционная и специальная педагогика», утвержденной Научно-методическом центром среднего профессионального образования Министерства образования РФ.

Дисциплина включает в себя изучение:

- общих вопросов зоо- и сравнительной психологии;

- проблем становления данных направлений психологии;

- связи зоопсихологии с другими науками о поведении и психике животных;

- основных современных данных о поведении и психике животных;

- закономерностей формирования  поведения и психики животных в онтогенезе;

-  основных направлениях развития поведения и психики в процессе  эволюции.

По окончании учебной дисциплины студент должен знать:

- этапы развития психической деятельности животных в  процессе фило- и онтогенеза;

- терминологию и свободно оперировать понятиями дисциплины

После изучения данной дисциплины студент должен уметь:

- ориентироваться в системе знаний о закономерностях  развития и функционирования психики у животных;

- анализировать, систематизировать и обобщать фактический материал, касающийся функционирования психики животных.

Изучение программного материала необходимо связывать с другими предметами.

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» предусматривает практическую и самостоятельную работу студентов, подготовку рефератов, докладов и сообщений.

Рабочей программой предусмотрено проведение учебных занятий в форме лекций,  бесед и практических занятий, а самостоятельная работа  – в форме устных выступлений.

Рабочей программой предусмотрено проведение учебных занятий в форме лекций бесед, а практических занятий – в форме устных выступлений.  Основное условие  для изучения дисциплины – использование наглядных и технических средств обучения. Лекции сопровождаются наглядным материалом, созданным в программе Power Point.

Учебную дисциплину «Зоопсихология и сравнительная психология» рекомендуется читать

студентам 3 курса, обучающихся по специальности 050711 Социальная педагогика  на базе среднего (полного) общего образования. На изучение дисциплины отводится – 65 часа, из них лекционных занятий – 54 ч., самостоятельная внеаудиторная работа студентов - 11ч.

студентам 4 курса, обучающимся по специальности 050718 «Специальная педагогика» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» на базе основного общего образования. На изучение дисциплины отводится – 65 часа, из них лекционных занятий – 81 ч., самостоятельная внеаудиторная работа студентов - 27ч.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»

 для специальности 050711 «Социальная педагогика»

на базе 11 класса

Наименование

разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Лекционные занятия

Практические занятия

Введение

3

3

3

 

 

Раздел 1 Введение в предмет зоопсихологии

8

8

8

 

 

Тема 1.1. Предмет, методы зоопсихологии.

4

4

4

 

 

Тема 1.2. Задачи зоопсихологии.

4

4

4

 

 

Раздел 2. Критерии психического

18

15

15

 

3

Тема 2.1. Низший уровень психики

4

4

4

 

 

Тема 2.2. Высший уровень психики

7

4

4

 

3

Тема 2.3. Гештальтпсихология

3

3

3

 

 

Тема 2.4. Бихевиоризм и гештальтпсихология

4

4

4

 

 

Раздел 3. Особенности коммуникации у животных.

20

16

16

 

4

Тема 3.1. Научение и общение. Подражание

6

4

4

 

2

Тема 3.2. Различия между классическим условным рефлексом и оперантным

4

4

4

 

 

Тема 3.3. Особенности коммуникации человека и животных.

6

4

4

 

2

Тема 3.4. Общая характеристика инстинкта

4

4

4

 

 

Раздел 4. Социальное взаимодействие животных.

16

12

12

 

4

Тема 4.1. Игровая деятельность животных

6

4

4

 

2

Тема 4.2. Социальная организация животных

4

4

4

 

 

Тема 4.3. Поведение, связанное с размножением.

6

4

4

 

2

Итого

65

54

54

 

11

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»

для специальности 050711 «Социальная педагогика»

на базе 9 класса

Наименование

разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Лекционные занятия

Практические занятия

Введение

3

3

3

 

 

Раздел 1 Введение в предмет зоопсихологии

8

8

8

 

 

Тема 1.1. Предмет, методы зоопсихологии.

4

4

4

 

 

Тема 1.2. Задачи зоопсихологии.

4

4

4

 

 

Раздел 2. Критерии психического

19

15

15

 

4

Тема 2.1. Низший уровень психики

4

4

4

 

 

Тема 2.2. Высший уровень психики

7

4

4

 

4

Тема 2.3. Гештальтпсихология

3

3

3

 

 

Тема 2.4. Бихевиоризм и гештальтпсихология

4

4

4

 

 

Раздел 3. Особенности коммуникации у животных.

27

16

16

 

11

Тема 3.1. Научение и общение. Подражание

6

4

4

 

4

Тема 3.2. Различия между классическим условным рефлексом и оперантным

4

4

4

 

3

Тема 3.3. Особенности коммуникации человека и животных.

6

4

4

 

4

Тема 3.4. Общая характеристика инстинкта

4

4

4

 

 

Раздел 4. Социальное взаимодействие животных.

24

12

12

 

12

Тема 4.1. Игровая деятельность животных

6

4

4

 

4

Тема 4.2. Социальная организация животных

4

4

4

 

4

Тема 4.3. Поведение, связанное с размножением.

6

4

4

 

4

Итого

81

54

54

 

27

 

 

 

Текущий контроль успеваемости осуществляется регулярно в ходе занятий по каждой теме в форме:

- устного опроса,

- проверки конспектов,

- самостоятельной работы.

Успеваемость студентов определяется и оценивается по результатам выполнения заданий, в форме обсуждения докладов и рефератов.

 

Содержание

 

Введение.

Предмет и задачи дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология».

Структура учебной дисциплины.

Краткая характеристика основной учебной литературы.

Особенности дисциплины.

 

Раздел 1 Введение в предмет зоопсихологии

Тема 1.1. Предмет, методы  зоопсихологии.

Место зоопсихологии в системе наук.  Значение зоопсихологии и сравнительной психологии для понимания происхождения и развития психической деятельности человека.  Актуальные направления исследований в зоопсихологии.  Методы зоопсихологических исследований.

Студент должен знать:

-предмет зоопсихологии;

- методы зоопсихологии;

Студент должен уметь:

- различать зоопсихологию и сравнительную психологию.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.

  1. Определение сравнительной психологии и зоопсихологии.
  2. Какой предмет зоопсихологии?
  3. Чем детерминируется психика человека?
  4.  Охарактеризуйте современное представление о развитии психики животных?
  5. С чем связано развитие психики животных?

 

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 1, 3

 

Тема 1.2. Задачи зоопсихологии.

 

Основные направления исследования психики животных в зарубежной и отечественной психологии.  Современное состояние исследований поведения животных.  История развития зоопсихологии.   

 

Студент должен знать:

-задачи зоопсихологии;

- историю зоопсихологии

Студент должен уметь:

- выявлять актуальные направления исследований в зоопсихологии.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки.

  1. В чем физиологический принцип “воронки” Шеррингтона?
  2. Кто ввел понятие «психической деятельности животных»?
  3. Поведение животных в терминах современной зоопсихологии?
  4. Что является основной задачей зоопсихологии по Н.Н.Мешковой?
  5. Какие основные экспериментальные методы используются в зоопсихологии?
  6. Какие подходы к методам зоопсихологии вы знаете?

 

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 1, 3

 

Раздел 2.  Критерии психического.

Тема 2.1. Низший уровень психики

Общая характеристика поведения.  Деление эволюционного этапа на два уровня. Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики.  Кинезы и таксисы.   Проблема пластичности в поведении простейших.  Явления привыкания.

 

Студень должен знать:

- характеристики низшего уровня элементарной сенсорной психики.

- характеристики низшего уровня перцептивной психики

Студент должен уметь:

- давать характеристику поведения;

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

  1. В каких аспектах рассматривается проблема возникновения психики?
  2. Какие критерии психики у растений?
  3. Какие выделяют  типы взаимосвязей животного с средой?
  4. Отличие низшего уровня элементарной сенсорной психики от высшей.
  5. Отличие низшего уровня перцептивной психики от высшей.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 5,6

 

Тема 2.2.  Высший уровень психики.

 

Общая характеристика высшего уровня психики элементарной сенсорной психики. Появление нервной системы и основные этапы ее развития.  Пластичность поведения и психическое отражение на данном этапе развития.  Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики.  Особенности психического отражения. Общая характеристика высшего уровня перцептивной психики.  Появление центральной нервной системы и связанный с этим прогресс в поведении и психическом отражении. 

 

Студень должен знать:

- характеристики высшего уровня элементарной сенсорной психики.

- характеристики высшего уровня перцептивной психики

Студент должен уметь:

- определять основные критерии психического.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

  1. Какое место психики по Леонтьеву?
  2. Особенности раздражимости и чувствительности.
  3. Какие основные отличия животных от людей?
  4. Суть концепция А.Н. Леонтьева об эволюции психики.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 5,6

 

Тема 2.3. Бихевиоризм.

 

Опыт Э.Торндайка. Понятие «поведение» в бихевиоризме. Методы исследования в бихевиоризме. Социальное научение.

 

Студент должен знать:

- опыты Торндака и Скиннера;

- понятия, относящиеся к бихевиоризму

Студент должен уметь:

- выявлять различия между бихевиоризмом и другими направлениями исследования в зоопсихологии.

 

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

1.      В чем особенность опытов Э.Торндайка?

2.      Что подразумевали бихевористы под термином «поведение»?

3.      Что, по мнению бихевиористов, являлось задачей психологии?

4.      Какой основной метод исследования бихевиористов?

5.      Что такое организм, по мнению бихевиористов?

6.      Расскажите про опыты Скиннера?

 

Обязательная литература: 2

Дополнительная литература: 6, 9

 

Тема 2.4. Гештальтпсихология.

 

Методы исследования в гештальтпсихологии. Постулаты и принципы  гештальтпсихологии. Понятие «инсайт».

 

Студент должен знать:

- основные теории гештальтпсихологии;

- понятия, относящиеся к гештальтпсихологии

Студент должен уметь:

- находить различия между гештальтпсихологией и другими направлениями исследования в зоопсихологии.

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

1.      Что означает «гештальт»?

2.      Чем отличаются законы формирования и развития образов в гештальтпсихологии от концепции Павлова?

3.      Какая роль образов в психике животных?

4.      Какие основные постулаты гештальтпсихологии?

5.      Перечислите принципы гештальтпсихологии по Келеру.

6.      Что означает «инсайт»?

 

Обязательная литература: 2

Дополнительная литература: 6, 9

 

Раздел 3. Особенности коммуникации у животных.

Тема 3.1. Научение и общение. Подражание.

 

Общая характеристика процесса научения. Облигатное и факультативное научение

Навыки и методы их изучения.   Теории дрессировки.  Психологический анализ процесса дрессировки.   Научение и познавательная деятельность

 

Студент должен знать:

- всеобщие законы научения;

- виды научения

Студент должен уметь:

- определять разницу в поведении между высшими и низшими животными

 

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

  1. Что такое научение и чем характеризуется данный процесс?
  2. Как изменяется поведение в результате научения?
  3. Какие вы знаете всеобщие законы научения?
  4. Классификация способностей животных по Толмену.
  5. Классификация научения по Ж.Годфруа.
  6. Классификация научения по уорпу.
  7. Какие основные виды научения вы знаете?
  8. В чем разница в поведении между низшими и высшими животными в контексте научения?
  9. Какие есть подходы для изучения подражания у животных?
  10. Приведите примеры, в которых отражена видоспецифичность научения.
  11. Какие особенности феномена габитуации?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература. 4, 5, 6, 8

 

Тема 3.4. Различия между классическим условным рефлексом и оперантным.

 

Метод оперантного обучения  Скиннера и «классическая» модель выработки условных рефлексов. Импритинг Виды импритинговых реакций.   Виды научения решений задач.

 

Студент должен знать:

- классификации видов научения

- методы научения

Студент должен уметь:

- различать классические и оперантные условные рефлексы

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

  1. Какие существуют виды ассоциативного научения?
  2. Что называют респондентным научением?
  3. В чем состоит процедура инструментального научения?
  4. Классификация инструментального научения.
  5. В чем особенность свободно-оперантной методики по-Скиннеру?
  6. В чем особенность методики с отрицательным подкреплением?
  7. Какие вы знаете виды дифференцировки?
  8. Что означает вероятностное научение?
  9. Расскажите о научении в лабиринте.
  10. Приведите примеры по научению решению задач на абстрактные понятия.

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 6, 8, 9

 

Тема 3.5. Особенности коммуникации человека и животных.

 

Способы коммуникаций животных. Тактильная коммуникация. Осязание. Кожный  анализатор. Тактильная коммуникация у разных таксономических групп. Хемокоммуникация. Вкусовая чувствительность. Вкусовой анализатор. Обоняние. Обонятельный анализатор. Феромоны. Индивидуальный запах. Роль обоняния в некоторых формах поведения.  Мечение территории. Зрительная коммуникация. Зрительный анализатор. Зрительная коммуникация у разных таксономических групп.  Акустическая коммуникация. Слуховой анализатор. Звуковые сигналы. Акустическая коммуникация у разных таксономических групп. Ультразвуковая эхолокация.

 

Студент должен знать:

- способы коммуникации человека и животных.

- виды коммуникации животных

Студент должен уметь:

- выявлять особенности коммуникации человека и животных

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

  1. Какие виды коммуникации животных вы знаете?
  2. Как осуществляется оптическое общение?
  3. Может ли оптическое общение сочетаться с ольфакторным?
  4. Чем отличаются средства общения у обезьян?
  5. Является ли структура языка антропоидов сходной по строению со структурой языка человека?
  6. В чем состоит принципиальное отличие языка человека от языка животного?
  7. Перечислите основные отличия языка человека от языка животного.
  8. Классификация знаков по К. Бюлеру.
  9. Чем характеризуется язык сильной и слабой степени?
  10. Перечислите семь основных свойств языка человека по Ч.Хоккету.

 

Обязательная литература: 3

Дополнительная литература: 4, 5, 6.

 

Тема 3.6. Общая характеристика инстинкта.

История изучения инстинктов. Основные положения концепции Лоренца. Структура поведенческого акта. Поисковая стадия. Ключевой раздражитель.  Врожденный разрешающий механизм. Завершающий акт. Фиксированный комплекс Гидравлическая модель Лоренца.  Роль гормонов в развитии инстинктивного поведения.  Импринтинг.
 Развитие концепции К. Лоренца в работах Тинбергена.

 

Студент должен знать:

- подходы к определения инстинкта

- особенности инстинктивного поведения

Студен должен уметь:

- находить различия между инстинктивным поведением животного и человека

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

  1. Что подразумевается под инстинктом в современных исследованиях?
  2. Какие понятия используются для обозначения инстинктивного поведения?
  3. Какие типы «видовой памяти» выделяют в человеческом обществе?
  4. Какие характерные особенности имеет инстинктивное поведение человека и животных?
  5. Какие два подхода к определению инстинкта вы знаете?
  6. Инстинктивное поведение по Крэйгу.
  7. В чем основное отличие инстинктов животных и инстинктов человека?
  8. Охарактеризуйте комплексы фиксированных действий.
  9. В чем смысл «концепции растормаживания» К.Лоренца?
  10. В чем основные положения теории инстинктивного поведения Лоренца-Тинбергена?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 4, 5, 6 ,8

 

Раздел 4. Социальное взаимодействие животных.

Тема 4.1. Игровая деятельность животных.

 

Роль игры в процессе развития поведения. Воспитание детенышей родителями. Становление полового поведения. Формирование материнского поведения. Период полового созревания. Обучение в процессе онтогенеза Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения.

 

Студент должен знать:

- комплекс гипотез по игровой деятельности животных

- сущность игры

Студент должен уметь:

- выявлять отличия игр животных от игр детей

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

  1. Выделите основные комплексы гипотез по игровой деятельности.
  2. Какие формы поведенческой деятельности можно обнаружить в игровой деятельности?
  3. Какое отличие игровой деятельности по Лоренцу?
  4. Чем отличается представление об игре Гросса и Боли от представлений Лоренца?
  5. Какое основное отличие игр животных от игр детей?
  6. Какое значение игры в жизни человека и общества в работах Йохана Хёйзинга?
  7. Для чего социуму нужна игра?
  8. В чем сущность игры по мнению Э.Берна?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература. 6 ,10

 

Тема 4.2. Социальная организация животных.

Структура сообщества и механизмы ее поддержания. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества. Ритуализация поведения. Роль ритуализации в иерархических отношениях. Ритуалы и демонстрации. Иерархия. Роль территориальности в установлении иерархии. Системы иерархии. Смена иерархии. Сообщества животных. Одиночный образ жизни.  Группы, построенные по принципу лидерства. Вожаки. Особенности построения групп животных разных видов. Территориальность стад доминантно-иерархического типа.

Студент должен знать:

- структуру и механизмы поддержания сообщества животных

- роль агрессии и ритуализации поведения

Студент должен уметь:

- определять принципы построения групп животных

 

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

1.         В чем социальная организация, по мнению голландского этолога Николауса Тинбергена?

2.         Какие существуют аспекты социальной организации?

3.         В чем особенность поведения обезьян, выращенных в изоляции?

4.         По какому принципу можно разделить позвоночных животных?

5.         Дайте характеристику организованных сообществ?

6.         Какие существуют системы иерархии?

7.         Перечислите формы абсолютной иерархии?

8.         Перечислите категории общественной организации у приматов?

9.         Какие категории общественной организации встречаются у приматов чаще?

10.     Для чего необходима иерархия?

11.     В чем причина агрессивного поведения и фрустрации?

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 5, 6

 

Тема 4.3. Поведение, связанное с размножением.

Способы размножения. Бесполое размножение. Половое размножение. Роль химической коммуникации в размножении. Индивидуальный запах. Феромоны и их роль в половом поведении. Роль полового размножения в эволюции. Половой отбор.  Типы брачных отношений животных. Половое поведение. Коммуникации в половом поведении. Ритуализация полового поведения.  Половое поведение и агрессия. Брачные церемонии животных. Родительское поведение.  Моногамия. Полигамия. Основные

 

Студент должен знать:

- способы размножения

- особенности полового поведения

Студент должен уметь:

- определять особенности и типы брачных отношений у животных

 

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

 

 

Обязательная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 1, 5, 6

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

для специальности 050711 «Социальная педагогика» (11)

Тема

Содержание работы

Количество часов

Форма проверки

Тема 2.2. Критерии психического

 

Подготовить устное сообщение на тему «Отличие психики животного от психики человека».

 Дополнительная литература (3)

стр. 436-480

3

Устный опрос, дискуссия

 

Тема 3.1. Научение и общение. Подражание

 

Прочитать материал по теме «Особенности научения и общения животных».

Основная литература (2) стр. 33-37

Проанализировать прочитанный материал.

Подготовить устное сообщение по данной теме.

2

Обсуждение с опорным конспектом.

Тема 3.3..Особенности коммуникации человека и животных.

 

Прочитать материал по теме «Сходство и различия коммуникации у человека и животных».

 Основная литература (3) стр. 57-63. Составить план конспекта.

2

Устный опрос, дискуссия.

Проверка конспекта.

 

Тема 4.1. Игровая деятельность животных

 

Прочитать материал на тему «Особенность игровой деятельности  животных».

 Дополнительная литература (3)

стр. 289-303. Составить план-конспект.

2

Устный опрос.

Проверка конспекта

Тема 4.3. Поведение, связанное с размножением.

 

Подготовить конспект по теме «Половое поведение животных».

Основная литература (3) стр.73-80. Проанализировать прочитанный текст.

Подготовить устное сообщение.

2

Обсуждение с опорным конспектом

 

Всего:

11

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

для специальности 050718 «Специальная педагогика»  (9)

 

Тема

Содержание работы

Количество часов

Форма проверки

Тема 2.2. Критерии психического

 

Подготовить устное сообщение на тему «Отличие психики животного от психики человека».

 Дополнительная литература (3)

стр. 436-480

4

Устный опрос, дискуссия

Тема 3.1. Научение и общение. Подражание

 

Прочитать материал по теме «Особенности научения и общения животных».

Основная литература (2) стр. 33-37

Проанализировать прочитанный материал.

Подготовить устное сообщение по данной теме.

4

Обсуждение с опорным конспектом.

Тема 3.2. Различия между классическим условным рефлексом и оперантным.

 

Прочитать материал по теме «Учения о рефлексах».

Основная литература (2) стр. 60-78. Составить план-конспект.

3

Устный опрос, дискуссия.

Проверка конспекта.

Тема 3.3. Особенности коммуникации человека и животных.

 

Прочитать материал по теме «Сходство и различия коммуникации у человека и животных».

 Основная литература (3) стр. 57-63. Составить план конспекта.

4

Устный опрос.

Проверка конспекта.

 

Тема 4.1. Игровая деятельность животных

Прочитать материал на тему «Особенность игровой деятельности  животных».

 Дополнительная литература (3)

стр. 289-303. Составить план-конспект.

4

Обсуждение с опорным конспектом

Тема 4.2. Социальная организация животных.

 

Подготовить конспект по теме: «Эволюционные аспекты социальной организации»   Дополнительная литература (3)

стр.116-126.

Подготовить устное сообщение.

4

Обсуждение с опорным конспектом

Тема 4.3. Поведение, связанное с размножением.

 

Подготовить конспект по теме «Половое поведение животных».

Основная литература (3) стр.73-80. Проанализировать прочитанный текст.

Подготовить устное сообщение.

4

Устный опрос, дискуссия.

Проверка конспекта.

Всего:

27

 

 

Рубежный контроль

 

Первый рубежный контроль проводится в форме контрольной работы (после изучения первых 2-х разделов дисциплины) по следующим темам:

Тема 1.1. Предмет, методы зоопсихологии.

Тема 1.2. Задачи зоопсихологии.

Тема 2.1. Низший уровень психики

Тема 2.2. Высший уровень психики

Тема 2.3. Гештальтпсихология

Тема 2.4. Бихевиоризм и гештальтпсихология

 

Второй рубежный контроль проводится в форме контрольной работы после изучения 3,4  разделов дисциплины по следующим темам:

Тема 3.1. Научение и общение. Подражание

Тема 3.2. Различия между классическим условным рефлексом и оперантным

Тема 3.3. Особенности коммуникации человека и животных.

Тема 3.4. Общая характеристика инстинкта

Тема 4.1. Игровая деятельность животных

Тема 4.2. Социальная организация животных

Тема 4.3. Поведение, связанное с размножением.

 

Рекомендуемая тематика рефератов

1.      Предмет и цели зоопсихологии. Место в системе наук. Методы зоопсихологических исследований.

2.      Структурно-функциональная характеристика инстинктивного поведения животных. Проблема научения в современной зоопсихологии.

3.      Основные направления исследования психики животных в зарубежной и отечественной психологии.

4.      Современное состояние исследований поведения животных. 

5.      Актуальные направления исследований в зоопсихологии.

6.      Структура инстинктивного поведения. 

7.      Внешние и внутренние детерминанты инстинктивного поведения. 

8.      Метод оперантного обучения  Скиннера и «классическая» модель выработки условных рефлексов.

9.      Основные модели методов обучение и их использование при дрессировки животных.

10.  Развитие психической деятельности животных в онтогенезе

11.  Этапы эволюционного развития психической деятельности  животных

12.  Эволюция психики и антропогенез

13.  Проблема интеллектуальной деятельности животных

14.  Общая характеристика поведения. 

15.  Игра как развивающая деятельность.

16.  Концепции игры животных. 

17.  Общая характеристика поведения. 

18.  Игра как развивающая деятельность.

19.  Виды игровой деятельности животных. 

20.  Концепции игры животных. 

Вопросы для подготовки к зачету.

1.Определение сравнительной психологии и зоопсихологии.

2.Какой предмет зоопсихологии?

3.Охарактеризуйте современное представление о развитии психики животных?

4.С чем связано развитие психики животных?

5.Поведение животных в терминах современной зоопсихологии?

6.Что является основной задачей зоопсихологии по Н.Н.Мешковой?

7.Какие основные экспериментальные методы используются в зоопсихологии?

8.В каких аспектах рассматривается проблема возникновения психики?

9.Какие выделяют  типы взаимосвязей животного с средой?

10.  Особенности раздражимости и чувствительности.

11.  Что, по мнению бихевиористов, являлось задачей психологии?

12.  Какой основной метод исследования бихевиористов?

13.  Расскажите про опыты Скиннера?

14.  Чем отличаются законы формирования и развития образов в гештальтпсихологии от концепции Павлова?

15.  Какие основные постулаты гештальтпсихологии?

16.  Перечислите принципы гештальтпсихологии по Келеру.

17.  Что означает «инсайт»?

18.  Что такое научение и чем характеризуется данный процесс?

19.  Какие вы знаете всеобщие законы научения?

20.  Какие классификации научения существуют в зоопсихологии?

21.  В чем разница в поведении между низшими и высшими животными в контексте научения?

22.  Какие есть подходы для изучения подражания у животных?

23.  Какие особенности феномена габитуации?

24.  Какие существуют виды ассоциативного научения?

25.  Классификация инструментального научения.

26.  В чем особенность свободно-оперантной методики по-Скиннеру?

27.  Какие виды коммуникации животных вы знаете?

28.  Чем отличаются средства общения у обезьян?

29.  Является ли структура языка антропоидов сходной по строению со структурой языка человека?

30.  В чем состоит принципиальное отличие языка человека от языка животного?

31.  Перечислите основные отличия языка человека от языка животного.

32.  Какие понятия используются для обозначения инстинктивного поведения?

33.  Какие два подхода к определению инстинкта вы знаете?

34.  В чем основное отличие инстинктов животных и инстинктов человека?

35.  Охарактеризуйте комплексы фиксированных действий.

36.  В чем основные положения теории инстинктивного поведения Лоренца-Тинбергена?

37.  Какие формы поведенческой деятельности можно обнаружить в игровой деятельности?

38.  Какое основное отличие игр животных от игр детей?

39.  Какие существуют аспекты социальной организации?

40.  Дайте характеристику организованных сообществ?

41.  Перечислите формы абсолютной иерархии?

42.  Перечислите категории общественной организации у приматов?

43.  В чем заключается основной смысл полового размножения?

44.  Назовите основные способы бесполого размножения.

45.  Что такое гермафродитизм?

46.  Что такое полигамия,  моногамия и  полиандрия?

47.  Какой из типов брачных взаимоотношений чаще всего встречается среди животных?

48.  Каким образом половое поведение связано с агрессией?

 

Литература

 

Основная литература.

1.      Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.:«Высшая школа»,2002.

2.      Фабри К.Э.  Основы зоопсихологии. М., 1976.

3.      Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. М., 2003.

 

Дополнительная литература

1.      Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.,1975.

2.      Лапицкий В.П. Нейробиологические основы поведения насекомых и головоногих моллюсков //Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. М., 1987.

3.      Леонтьев А.И. Развитие психики животных //Проблемы развития психики. М., 1981.

4.      Прайор К. Не рычите на собаку. // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной Северцов А.Н. Эволюция и психика // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997. с.15-26.

5.      Тинберген Н. Изучая мир птенца. // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997. с.156-171.

6.      Тинберген Н. Поведение животных. М., 1981.

7.      Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных // Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции. С.-Пб., 1992.

8.      Фабри К.Э. О подражании у животных. // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997

9.      Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. М., 1989.

10.  Эльконин Д.Б. Теории игры // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997.

 

Hosted by uCoz