В России на современном этапе детям с ограниченными
возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество
учреждений, находящихся под различными ведомствами (см. табл.).
Таблица
Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья в России
Министерство образования Министерство здравоохранения Министерство труда и
социального развития Общественные организации
Специальные детские
сады и ясли Дома ребенка Дома-интернаты для инвалидов Всероссийское общество
инвалидов
(детей-инвалидов) (ВОИ)
Специальные
(коррекционные)
школы Детские поликлиники Реабилитационные центры Всероссийское общество
глухих
(ВОГ)
Школы-интернаты Отделения детских больниц Психо-неврологические
дома-интернаты
Всероссийское общество слепых (ВОС)
Детские дома
Детские санатории Ассоциации родителей детей-инвалидов
Специальные группы в детских садах Центр патологии речи Благотворительные
общества
Специальные классы в общеобразов. школах Сурдологические центры
Логопедические пункты в общеобразовательных школах Диагностические центры
Психологические
центры
Психолого-педаго-гические и медико-социальные центры
Психолого-медико-педагогические комиссии
В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья могут
получать образование в специальных образовательных учреждениях, специальных
образовательных подразделениях, образовательных учреждениях общего назначения в
формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об
образовании»: очное, заочное, вечернее обучение; в форме семейного образования,
самообразования, экстерната.
Основные задачи, которые призвана решить система образования, - подготовить к
нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического
развития, корректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для
их самостоятельной жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в
образовательном учреждении общего назначения при наличии соответствующего
заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При этом дети могут пользоваться во время занятий услугами помощника при
наличии соответствующих рекомендаций в заключении
данных комиссий.
В соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в
развитии», утвержденным постановлением Правительства РФ № 288 от 12 марта 1997
г., организуется учебно-воспитательная деятельность по обучению и реабилитации
в рамках реализуемых образовательных программ специальными
образовательными учреждениями I-VIII видов. Специальные (коррекционные)
образовательные учреждения I и II видов создается для обучения и воспитания
детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих). Коррекционные учреждения
III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию отклонений в
развитии у воспитанников с нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих детей).
Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с
тяжелой речевой патологией, VI вида - для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, VII вида - для детей с задержкой психического
развития, VIII вида - для детей с умственной отсталостью.
В последние годы система образования значительно расширилась, включив в себя
сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп
детей в общеобразовательной школе. Формируется система
коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания, компенсирующего
обучения, вспомогательные классы, классы охраны зрения).
Помимо названных форм получения образования, лица, имеющие специальные
образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения на
дому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.
В последние годы все актуальней становится интегрированное обучение, т.е.
совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не
имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для
получения образования (специальных средств и методов, при участии
педагогов-специалистов). Интегрированное обучение возможно в
обычном классе (группе) с получением индивидуальной помощи или с получением
помощи в коррекционном, в том числе логопедическом, кабинете (пункте), а также
обучение в специальном (коррекционном) классе (группе) в образовательных
учреждениях общего типа. Образовательное учреждение интегрированного
обучения не вправе отказать детям с ограниченными
возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них
физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к
обучению. Совместное обучение лиц с недостатками и лиц, не имеющих их, не
должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Для оказания индивидуальной помощи детям со специальными
образовательными потребностями создаются кабинеты коррекционно-развивающей
помощи различной направленности: психологической помощи, логопедической и др.
Кабинет психолога создается с целью организации психологического просвещения
обучающихся, их родителей, педагогических работников; психологической
профилактики; психологической диагностики; психологической коррекции
недостатков развития обучающихся, а также для консультативной деятельности,
предоставляемой всем участникам образовательного процесса.
Логопедический кабинет создается для оказания помощи детям, имеющим различные
речевые нарушения. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический
пункт при общеобразовательном учреждении.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном
лечении в стационарных лечебных учреждениях, также создаются условия для их
обучения. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного
лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах.
В современных условиях интенсивного развития системы специальной
психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
идёт поиск организационных форм такой помощи, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны, а
также удовлетворяющих особые образовательные и реабилитационные
потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.
Для достоверной диагностики отклонений развития у детей, определения их
специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по
вопросам нарушений у детей создаются постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Основные
задачи ПМПК заключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями
в развитии и «группы риска», в разработке индивидуальных реабилитационных
программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей,
подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию
личности, социально-педагогической помощи по абилитации,
реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в
развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении.
ПМПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования,
здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам
несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями.
Еще одной службой, обеспечивающей комплексную специализированную помощь детям и
подросткам с отклонениями в развитии, является психолого-медико-педагогический
консилиум (ПМПк) образовательного учреждения. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов
образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или
состояниями декомпенсации.
Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков
со сложными, с тяжёлыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями,
а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры
различных профилей. Это могут быть центры: психолого-педагогической и
медико-социальной реабилитации; социально-трудовой адаптации и профориентации;
социальной помощи. Задачей таких центров является оказание
коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной
помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального
взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжёлыми и множественными
нарушениями. В ряде центров ведётся специальная образовательная деятельность.
Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или
группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают
консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми
образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую
поддержку.
Во многих регионах России по инициативе родителей и общественных ассоциаций
делаются попытки открыть центры семьи и ребёнка, центры реабилитации.
Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового
назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными
потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.
Дети с тяжелой степенью инвалидности, в основном, находятся за пределами
образовательного пространства и направляются в интернаты системы социального
обеспечения. Для детей с четырехлетнего возраста, имеющих множественные
нарушения развития, предусмотрено пребывание в условиях психоневрологических
домов-интернатов системы Министерства труда и социального развития. Основой
деятельности этих учреждений является медицинская модель оказания социальной
помощи детям-инвалидам.
Для детей, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих
образовательные учреждения, организуется обучение на дому. Данная форма
обучения получает все большее распространение в связи с тем, что количество
таких детей с каждым годом увеличивается.
В проекте Закона о специальном образовании обучение на дому трактуется как
освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицом, по состоянию
здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором
обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих
образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств
обучения.
Обучение на дому является одной из форм индивидуального обучения, под которым
понимают форму организации учебных занятий, при которой осуществляется
педагогическое воздействие учителя на ученика, находящегося вне коллектива.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет
полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка
к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении
конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить
вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя,
приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со
стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать
экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное
для себя время.
Наиболее полное определение
понятию образование дал В.С.Леднев: "Образование
- это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи
предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта,
представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный
процесс становления личности. В этом процессе выделяются три основных
структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью;
воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное
развитие"5.
Таким образом, образование
включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие, которые,
как указывает Б.К.Тупоногов, выступают едино,
органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически
невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания
системы.
Коррекционное образование
или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему
специальных психолого-педагогических, социокультурных
и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков
психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им
доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в
целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании
психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с
преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики,
сенсорики, моторики, поведения. Дадим примерную
содержательную расшифровку образовательного коррекционного процесса по Б.К.Тупоногову:
1.Коррекционное обучение -
это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков
психофизического развития и усвоение способов применения полученных знаний;
2.Коррекционное воспитание
- это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных
предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и
т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде;
3.Коррекционное развитие -
это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития,
совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и
нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
В основе
функционирования коррекционной педагогической системы находятся следующие
положения, сформулированные Л.С.Выготским в рамках,
разработанной им теории культурно-исторического развития психики: сложность
структуры (специфические особенности) дефекта, общие закономерности развития
нормального и аномального ребенка. Целью коррекционной работы по Л.С.Выготскому должна выступать ориентация на всестороннее
развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и
сглаживание его недостатков: "Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого -
значит воспитывать глухоту и слепоту..." (22). Коррекция и компенсация
нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе
развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных
периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования
в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционного
обучения является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего
развития в зону актуального развития ребенка. Реализация
коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны
только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна
выступать ориентиром деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и
социального работника. Необходимо систематическое, повседневное качественное
совершенствование и приращение уровня ближайшего развития.
Коррекция и компенсация
развития нетипичного ребенка не могут происходить стихийно. Необходимо создание
определенных условий для этого: педагогизация
окружающей среды, а также продуктивное сотрудничество различных социальных
институтов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика
психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и
раннее начало комплексных лечебно - реабилитационных и коррекционных психолого -
педагогических, социокультурных мероприятий,
которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на
формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим
трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных
механизмов с целью включения, по-возможности на
равных, детей с проблемами в обычные, общепринятые социокультурные
отношения. Л.С.Выготский в связи с этим писал:
"Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей
в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными
детьми" (19). Обязательным условием реализации интегрированного обучения
выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а
прежде всего на способности и возможности их развития у нетипичного ребенка.
Существует, как отмечает Л.М.Шипицына, несколько
моделей интегрированного образования детей с проблемами:
Обучение в условиях
массовой школы (обычный класс);
Обучение в условиях
специального класса коррекции (выравнивания, компенсирующего обучения) при
массовой школе;
Обучение
по разным образовательным программам в рамках одного класса;
Обучение в специальной
образовательной коррекционной школе или школе-интернате, где имеются классы для
здоровых детей.
Чем раньше начинается
организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется
преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей
детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд принципов
коррекционной учебно - воспитательной работы:
1.Принцип единства
диагностики и коррекции развития;
2.Принцип коррекционно - развивающей направленности обучения и
воспитания;
3.Принцип комплексного (клинико -
генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического)
подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования;
4.Принцип ранней интервенции,
подразумевающий медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по-возможности - с младенческого возраста;
5.Принцип опоры на
сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения
результативности проводимой системы психолого-педагогических мер;
6.Принцип индивидуального и
дифференцированного подхода в рамках коррекционного образования;
7.Принцип непрерывности,
преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического
специального коррекционного образования.
Коррекционная
учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических
мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений
психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств
образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей.
Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в
процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и
навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на
активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, "пудов
здоровья", а не "золотников болезни", по образному выражению Л.С.Выготского. В истории развития взглядов на содержание и
формы коррекционной учебно-воспитательной работы существовали различные
направления (35):
1.Сенсуалистическое
(лат. sensus-ощущение). Его представители полагали, что наиболее нарушенным
процессом у аномального ребенка является восприятие, которое считалось основным
источником познания мира (Монтессори М., 1870-1952,
Италия). Поэтому в практику специальных учреждений были введены особые занятия
по воспитанию сенсорной культуры, обогащению чувственного опыта детей.
Недостатком данного направления было представление о том, что улучшение в
развитии мышления происходит автоматически в результате совершенствования
сенсорной сферы психической деятельности.
2.Биологизаторское
(физиологическое). Основатель - О.Декроли
(1871-1933гг., Бельгия). Представители считали, что весь учебный материал
необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и
инстинктов детей. О.Декроли выделял три этапа
коррекционно-воспитательной работы: наблюдение (во многом этап созвучен теории Монтессори М.), ассоциация (этап развития мышления посредством
изучения грамматики родного языка, общеобразовательных предметов), выражение
(этап подразумевает работу над культурой непосредственных действий ребенка:
речи, пения, рисования, ручного труда, движений).
3.Социально - деятельностное. А.Н.Граборов (1885-1949гг.)
разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое
содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу.
Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной
отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций,
произвольных движений.
4.Концепция комплексного
воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. Направление
оформилось в отечественной олигофренопедагогике в 30 - 40гг. XXв. под влиянием исследований о
развивающем значении процесса обучения в целом (Выготский
Л.С., Гнездилов М.Ф., Дульнев Г.М., Занков Л.В., Кузьмина-Сыромятникова
Н.Ф., Соловьев И.М.). Данное направление связано с концепцией динамического
подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых
детей. Основным положением данного направления было и остается в настоящее
время то, что исправление дефектов познавательных процессов у детей с
отклонениями в развитии не выделяется в обособленные занятия, как это имело
место ранее (у Монтессори М., Граборова
А.Н.), а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания нетипичных
детей.
В настоящее время перед
дефектологической наукой и практикой стоит ряд организационных и научных
проблем, решение которых позволило бы качественно и количественно осуществить
совершенствование процесса коррекционного образования (51):
Создание
постоянно действующих штатных психолого-медико-педагогических
комиссий-консультаций, с целью более раннего выявления индивидуальной структуры
дефекта развития у детей и начала коррекционного обучения и воспитания, а также
повышения качества отбора детей в специальные (вспомогательные) образовательные
учреждения;
Осуществление тотальной
интенсификации процесса коррекционного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья за счет дефектологического всеобуча и повышения
педагогического мастерства;
Организация
дифференцированного подхода с элементами индивидуализации к дидактическому
процессу внутри отдельных категорий детей с отклонениями в развитии;
Распространение
коррекционной учебно-воспитательной работы в некоторых специализированных
детских медицинских учреждениях, в которых лечатся дети дошкольного возраста, с
целью оптимального сочетания лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической
работы для успешной подготовки детей к обучению в специальной образовательной
коррекционной школе;
Предоставление возможности
получить адекватное образование всем детям, имеющим нарушения психофизического
развития. Отмечается недостаточный (неполный) охват нетипичных детей
специальными (коррекционными) школами. В настоящее время в стране около 800
тысяч детей с дефектами развития или совсем не охвачены школьным обучением, или
обучаются в массовых школах, где они не имеют адекватных условий для развития и
не в состоянии усваивать образовательную программу;
Укрепление
материально-технической базы специальных коррекционных дошкольных и школьных
учреждений;
Создание
многоцелевого опытно-экспериментального производства для разработки и изготовления
малых серий технических средств обучения для детей с сенсорными и двигательными
нарушениями развития;
Разработка социологических
проблем, связанных с дефектами онтогенеза, что будет способствовать раскрытию
причин отклонений развития, осуществлению превенции дефектов, планированию
организации сети специальных учреждений с учетом распространенности детей с
ограниченными возможностями в разных регионах страны;
Расширение сети социокультурной поддержки семей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоовья,
дефектологическое просвещение родителей, внедрение инновационных форм работы
образовательных учреждений с семьей нетипичного ребенка.
Разработкой данных проблем
занимается институт коррекционной педагогики РАО.