Е.Л. Гончарова. Социокультурные
контексты психологических исследований отклоняющегося развития. Опорные
таблицы.
Опорная таблица 1
|
Опорная таблица 2
«Система специального образования является институтом государства,
который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его
ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап
истории развития системы специального образования соотносится с определенным
периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в
развитии;
Социо-культурные факторы детерминируют
качественные преобразования и переходы от одного этапа становления
государственной системы специального образования к другому, а также
преобразования внутри каждого из этапов»
( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за
рубежом.- М.1996)
Этапы развития национальных систем специального образования ( по Н.Н. Малофееву )
Периоды эволюции Отношений
государства и общества к людям с отклонениями в развитии |
I.От агрессии и
нетерпимости к осознанию необходимости призрения |
II. От
осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности
обучения глухих и слепых |
III. От осознания
возможности обучения к осознанию целесообразности и
необходимости обучения глухих, слепых, умственно
отсталых. |
IV. От права на
образование трех категорий аномальных детей к пониманию
необходимости обучения всех |
V. От изоляции к интеграции
|
Этапы
развития системы
специального образования
(ССО) |
|
Попытки
индивидуального обучения глухих и слепых детей |
1.Начало
создания параллельной образовательной системы для трех категорий
детей с отклонениями в развитии |
2.Дифференциация
ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали |
3.Перестройка
организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее
начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение
родителей. Индивидуализация |
Хронология по ЗЕ |
VIII в. до н.э. – XIII
в. |
XIII
– XVIII вв. |
XVIII
– нач. XX в. |
нач. XX в.– 70–е г.г.
|
70-е гг. ХХ в. - ? |
Хронология
по
России |
X
– XVIII вв. |
XVIII
– XIX вв. |
1801-1930 |
1930 - 1991 |
1991 - ? |
Опорная
таблица 3
«Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении
отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и
Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально
иных социо-культурных и экономических условиях…»
( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за
рубежом.-М.1996)
Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества
к людям с отклонениями в развитии ( по Н.Н. Малофееву )
Периоды эволюции Отношений
государства и общества к людям с отклонениями в развитии |
I. От агрессии и
нетерпимости к осознанию необходимости призрения |
II. От осознания
необходимости призрения к осознанию возможности обучения |
III. От осознания
возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости
обучения глухих, слепых, умственно отсталых |
IV. От права на
образование трех категорий аномальных детей к пониманию
необходимости обучения всех |
V. От изоляции к интеграции
|
Этапы развития Системы специального Образования |
|
|
1.Начало
создания параллельной образовательной системы для трех категорий
детей с отклонениями в развитии |
2.Дифферен-циация системы. Ее структурное
совершенствова-ние |
3.Перестройка
организаци-онных
основ специального образования на основе идей нормализации.
Интеграция,
РО Раннее
начало обучения Индивидуали-зация Включение
родителей |
Хронология
по ЗЕ |
VIII
в. до н.э. – XIII
в. |
XIII – XVIII вв. |
XVIII – нач.
XX в. |
нач. XX
в.– 70–е г.г. |
70-е
гг. ХХ в. - ? |
Хронология По России |
X – XVIII вв. |
XVIII – XIX вв. |
1801-1930 |
1930
- 1991 |
1991 - ? |
Хронологичес-кие
особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО |
Завершился
примерно на четыре с половиной столетия позже 8
столетий вместо 13 |
Завершился
примерно на 40 лет позже
100 лет вместо-550 |
Завершился
почти одновременно |
Завершился
на 20-25 лет позже |
|
Содержатель-ные
особенности отечественной истории ЭО и развития ССО |
В
контексте нищелюбия изначально более терпимое и
сострадательное отношение к калекам и убогим. В
X веке Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской
благотворительности и призрения. |
Зарождение
светской благотвори-тельности
происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства. Опыт
индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует. |
Открытие специальных школ в России происходит в контексте
государственных реформ Александра I заимствование моделей во Франции. При
отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и
слепых детей возможна как акт светской благотворитель-ности. В идеологии призрения убогих. Автономность
и децентрализация специальных школ Идеологические
концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства |
Оформление системы специального образования происходит в
контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу,
при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными
движениями и родителями, при запрещении благотворитель-ной
деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в
логике тоталитарного государства. Дефектологичес-кий квадрат. Дифференциация
происходит в «дефектологи-ческом
квадрате». Неполный охват нуждающихся. «
Необучаемые» дети |
Признание
равных прав и гуманного отношения к инвалидам
декларируется в период преобразования государственного строя,
экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных
слоев и групп населения, национальных конфликтов. При
отсутствии традиций благотвори-тельности
и законодательной базы для реализации интегративных
подходов. Переход
осуществляется по воле гос-ва в ситуации
незавершенности второго этапа развития ССО. |
Опорная таблица
4
Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с
отклонениями в развитии
Периоды эволюции Отношений
государства и общества к людям с отклонениями в развитии |
I. От агрессии и
нетерпимости к осознанию необходимости призрения |
II. От осознания
необходимости призрения к осознанию возможности обучения |
III. От осознания
возможности обучения к осознанию целесообразности и
необходимости обучения глухих, слепых, умственно
отсталых |
IV. От права на образование
трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости
обучения всех |
V. От изоляции к интеграции
|
Этапы
развития Системы
специального Образования
|
|
|
1.Начало
создания параллельной образовательной системы для трех категорий
детей с отклонениями в развитии |
2.Дифферен-циация системы. Ее структурное
совершенствова-ние |
3.Перестройка
организаци-онных
основ специального образования на основе идей нормализации.
Интеграция,
РО Раннее
начало обучения Индивидуали-зация Включение
родителей |
Хронология
по ЗЕ |
VIII
в. до н.э. – XIII
в. |
XIII – XVIII вв. |
XVIII – нач.
XX в. |
нач. XX
в.– 70–е г.г. |
70-е
гг. ХХ в. - ? |
Хронология По России |
X – XVIII вв. |
XVIII – XIX вв. |
1801-1930 |
1930
- 1991 |
1991 - ? |
Хронологичес-кие
особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО |
Завершился
примерно на четыре с половиной столетия позже
8 столетий вместо 13 |
Завершился
примерно на 40 лет позже
100 лет вместо-550 |
Завершился
почти одновременно |
Завершился
на 20-25 лет позже |
|
Содержатель-ные
особенности отечественной истории ЭО и развития ССО |
В
контексте нищелюбия изначально более терпимое и
сострадательное отношение к калекам и убогим. В
X веке Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской
благотворительности и призрения. |
Зарождение
светской благотвори-тельности
происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства. Опыт
индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует. |
Открытие специальных школ в России происходит в контексте
государственных реформ Александра I заимствование моделей во Франции. При
отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и
слепых детей возможна как акт светской благотворитель-ности. В идеологии призрения убогих. Автономность
и децентрализация специальных школ Идеологические
концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства |
Оформление системы специального образования происходит в
контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу,
при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными
движениями и родителями, при запрещении благотворитель-ной
деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в
логике тоталитарного государства. Дефектологичес-кий квадрат. Дифференциация
происходит в «дефектологи-ческом
квадрате». Неполный охват нуждающихся. «
Необучаемые» дети |
Признание
равных прав и гуманного отношения к инвалидам
декларируется в период преобразования государственного строя,
экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных
слоев и групп населения, национальных конфликтов. При
отсутствии традиций благотвори-тельности
и законодательной базы для реализации интегративных
подходов. Переход
осуществляется по воле гос-ва в ситуации
незавершенности второго этапа развития ССО. |
Опорная
таблица 5
Психология между прошлым и будущим специального образования
Периоды ЭО |
I |
II |
III |
IV |
V |
Этапы
развития ССО |
|
|
1 |
2 |
3 |
Хронология по ЗЕ
|
9в.в.
до н.э. – 1198 г.. |
1198 –1770 |
1770- конец 19 века |
Конец 19 – 70-г.г. 20 века |
70-е годы 20 века |
Хронология
По России |
996-1706 |
1706-1806 |
1806-1927 |
1927-
1991? |
1991? |
Предмет
внимания по преимуществу |
|
Дефект, Дефективность.
Отличия от нормы. Феноменология
коррекции и компенсации ( на отдельных примерах). Феноменология индивидуальных различий |
Отличия
от нормы, отличия обученных от необученных. Феноменология
и статистика отличий. Феноменология
коррекции и компенсации в условиях обучения. Феноменология
индивидуальных различий в пределах выделенных контингентов. |
Особенности
обучения развития детей внутри выделенных категорий
в рамках, заданных традиционным обучением.. Педагогические условия коррекции и
компенсации применительно к выделенным группам и контингентам
|
«Координаты»
развития конкретного ребенка. . Актуальные
задачи развития. Соотношение
задач развития и задач обучения. Дисбаланс
между обучением и развитием. Особые образовательные потребности и
психологические условия их реализации в развивающем
образовании. |
Задачи
Психологии |
|
|
Теоретическое
и экспериментальное обоснование необходимости создания
параллельной системы обучения Выявление
детей, которые не могут учиться в общем потоке.(Отбор
детей во вспомогательные школы). |
Теоретическое
обоснование дифференциации специального образования . Дифференциальная
диагностика УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и ОНР, сложной структуры
нарушений и т.п. Выявление
особенностей обучения и развития сходных категорий Определение
психологических условий ( обходных путей )
решения задач, навязанных традиционным образованием. |
Психологическое
сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста. Психологическое
сопровождение образовательной и социальной интеграции. Мониторинг
соотношения развития и программ развивающего обучения. Выявление,
устранение дисбаланса между обучением и развитием Определение
актуальных задач развития и психологических условий их реализации
в природосообразном, развивающем
образовании.. |
Психологические
специализации, специальности и службы |
|
|
Специалист в области дифференциальной психологии. Клинический Психолог.
Детский психолог. Педолог. |
Специальный
психолог узкого профиля : детский или
клинический психолог, специализирующийся в определенных областях
дефектологии как исследователь или преподаватель. Детский
или клинический психолог, специализирующийся в дифференциальной
диагностике и коррекционной работе в ПМПК |
Специальный
психолог широкого профиля, подготовленный для работы с разными
категориями детей. Психолог
специальных образовательных учреждений, ПМПК, Психолог- консультант , спец-ся на работе по сопровождению семьи, ребенка с
особыми образовательными потребностями. Школьный
психолог, специализирующийся на работе по сопровождению образовательной
интеграции в массовой школе. Психолог
специальной школы |
«Инструменты»
и методы изучения и психологической помощи |
|
|
Медицинские
средства выявления дефектов. Тестометрия. Наблюдения.
|
Тесты
или их аналоги, использующиеся для дифференциальной диагностики.
Констатирующий и обучающий эксперименты для изучения
особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий
детей. Комплексный
подход при определении структуры нарушений |
Интегрированные
шкалы развития с высокой степенью размерности делений
и проработанностью начальных ступеней развития. Диагностический
инструментарий для определения «координат»
развития ребенка на «шкале» развития. Технологии определения
актуальных задач развития и их Конвертации в задачи развивающего обучения
применительно к разным участкам шкалы. Варианты
индивидуальных коррекционно развивающих
программ для реализации особых образовательных потребностей
проблемного ребенка на разных ступенях развития.. |