Е.Л. Гончарова. Социокультурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития. Опорные таблицы.

 

 

Опорная таблица 1

  «В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все.
А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства».
          ( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М.1996)
Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии  (по Н.Н. Малофееву)

Периоды  эволюции

Отношения  государства и общества к людям с отклонениями в развитии

I.От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.

II. От осознания необходимости  призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых.

III. От осознания возможности обучения  к  осознанию целесообраз-ноcти и необходимости обучения   глухих, слепых, умственно отсталых.  

IV. От права на образование  трех категорий  аномальных детей  к пониманию необходимости обучения  всех

V. От изоляции к интеграции

Хронология по ЗЕ

VIII в. до. н.э. –

 XIII в.

XIIIXVIII вв.

XVIIIнач. XX в.

нач. XX в.– 70–е г.г.

70-е гг. ХХ  в. - ?

 Россия

XXVIII вв.

XVIIIXIX вв.

1801-1930

1930  - 1991

1991 - ?

 

Ценности  и  цели  периода   эволюции

 Опасливое отторжение  калеки как чужого. Игнорирование.

 Зарождение христианского милосердия, церковного призрения.

Отторжение инвалида ради блага общества.

 Христианское милосердие и  благотворительность     при отказе инвалидам в гражданских правах.

 Обеспечить призрение, изолировав инвалидов от общества.

 Свобода, равенство, право на труд.

Филантропия, общественное и государственное призрение.

«Исправление» инвалида, его обучение. Цель:  сделать его способным прокормиться своим трудом.

Формальное распространение на инвалидов   гражданских прав и свобод. Признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное  образование.

Приспособление  инвалида к жизни в обществе  «культуры полезности». Реабилитация и социальная адаптация

 Политкоррект-ность, толерантность.

Приспособле-ние общества «культуры достоинства»   к проблемам граждан с ограниченными  возможностями.  Ценность развития и  максимально возможной самореализа-ции для всех. Социальная и педагогическая интеграция.

 

 Достижения  в области  развития гражданских  прав и свобод

 Признание за ребенком-инвалидом  права  на жизнь.

 Признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным.

 

 

 

 Рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, провоцирует внимание законодателя к инвалидам.

 Светское призрение становится нормой.

 Складываются предпосылки к формированию социальной политики.

 Городские власти, бюргерство открывают приюты и убежища,    защищая себя от «опасного меньшинства».

 Частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на  медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу.

  Признание  права на образование  некоторых групп  детей-инвалидов  на школьное обучение.

 Принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование.

 Инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т.п.

 Подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образовании.

 Равные права на образование.

 Право на выбор форм  обучения, включая интеграцию.

 Курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения.

 Гарантии   реализации особых образователь-ных потребностей  в различных условиях обучения и воспитания.

 

Опорная таблица 2

  «Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии;

  Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов»
          ( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.- М.1996)

 Этапы развития национальных систем специального образования  ( по Н.Н. Малофееву )

Периоды  эволюции

Отношений  государства и общества  к людям с отклонениями в развитии

I.От агрессии  и нетерпимости к осознанию необходимости  призрения   

II.  От  осознания необходимости  призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых

III. От осознания возможности обучения  к  осознанию целесообразности и необходимости обучения   глухих, слепых, умственно отсталых.  

IV. От права на образование  трех категорий  аномальных детей  к пониманию необходимости обучения  всех

V. От изоляции к интеграции

Этапы  развития

системы специального

образования (ССО)

 

 

 

 

 

 

Попытки индивидуального обучения  глухих и слепых детей

1.Начало создания параллельной образовательной системы  для трех категорий  детей с отклонениями в развитии

2.Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали

3.Перестройка организационных основ ССО  на основе идей педагогической интеграции.

 Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни).

Включение родителей.

Индивидуализация

 

Хронология по ЗЕ

VIII в. до н.э. –

XIII в.

XIIIXVIII вв.

XVIIIнач. XX в.

нач. XX в.– 70–е г.г.

70-е гг. ХХ  в. - ?

Хронология 

по России

 

XXVIII вв.

XVIIIXIX вв.

1801-1930

1930  - 1991

1991 - ?

 

Опорная таблица 3

  «Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…»
( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)

 
Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии ( по Н.Н. Малофееву )
 

Периоды  эволюции

Отношений  государства и общества  к людям с отклонениями в развитии

I. От агрессии  и нетерпимости к осознанию необходимости  призрения   

II. От  осознания необходимости  призрения к осознанию возможности обучения 

III. От осознания возможности обучения  к  осознанию целесообразности и необходимости обучения   глухих, слепых, умственно отсталых  

IV. От права на образование  трех категорий  аномальных детей  к пониманию необходимости обучения  всех

V. От изоляции к интеграции

Этапы  развития

Системы специального

Образования

 

 

 

 

 

 

 

1.Начало создания параллельной образовательной системы  для трех категорий  детей с отклонениями в развитии

2.Дифферен-циация системы. Ее структурное совершенствова-ние

3.Перестройка организаци-онных основ  специального образования  на основе идей  нормализации.

Интеграция, РО

Раннее начало обучения

Индивидуали-зация

Включение родителей

Хронология по ЗЕ

VIII в. до н.э. –

 XIII в.

XIIIXVIII вв.

XVIIIнач. XX в.

нач. XX в.– 70–е г.г.

70-е гг. ХХ  в. - ?

Хронология 

По России

 

XXVIII вв.

XVIIIXIX вв.

1801-1930

1930  - 1991

1991 - ?

Хронологичес-кие особенности  развития отечественной истории ЭО и развития ССО 

 Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже

8 столетий вместо 13

 Завершился примерно на 40  лет  позже

   100 лет  вместо-550

 Завершился почти одновременно

 

 Завершился на  20-25 лет позже

 

Содержатель-ные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО

 

В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.

В X веке Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.

 

Зарождение  светской благотвори-тельности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.

 Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.

 

 

Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра I заимствование моделей во Франции.

При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворитель-ности. В идеологии призрения убогих.

Автономность и децентрализация специальных школ

Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства

 

Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании,   вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворитель-ной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства.

Дефектологичес-кий квадрат.

Дифференциация происходит  в «дефектологи-ческом квадрате». Неполный  охват нуждающихся.

« Необучаемые» дети

 

Признание равных прав  и гуманного  отношения к инвалидам  декларируется  в период  преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения  жизни  разных слоев и групп населения, национальных конфликтов.

При  отсутствии  традиций благотвори-тельности и  законодательной базы для реализации  интегративных подходов.

Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО. 

 

 

Опорная таблица 4


Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
 

Периоды  эволюции

Отношений  государства и общества  к людям с отклонениями в развитии

I. От агрессии  и нетерпимости к осознанию необходимости  призрения   

II. От  осознания необходимости  призрения к осознанию возможности обучения 

III. От осознания возможности обучения  к  осознанию целесообразности и необходимости обучения   глухих, слепых, умственно отсталых  

IV. От права на образование  трех категорий  аномальных детей  к пониманию необходимости обучения  всех

V. От изоляции к интеграции

Этапы  развития

Системы специального

Образования

 

 

 

 

 

 

 

1.Начало создания параллельной образовательной системы  для трех категорий  детей с отклонениями в развитии

2.Дифферен-циация системы. Ее структурное совершенствова-ние

3.Перестройка организаци-онных основ  специального образования  на основе идей  нормализации.

Интеграция, РО

Раннее начало обучения

Индивидуали-зация

Включение родителей

Хронология по ЗЕ

VIII в. до н.э. –

 XIII в.

XIIIXVIII вв.

XVIIIнач. XX в.

нач. XX в.– 70–е г.г.

70-е гг. ХХ  в. - ?

Хронология 

По России

 

XXVIII вв.

XVIIIXIX вв.

1801-1930

1930  - 1991

1991 - ?

Хронологичес-кие особенности  развития отечественной истории ЭО и развития ССО 

 Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже

   8 столетий вместо 13

 Завершился примерно на 40  лет  позже

  100 лет  вместо-550

 Завершился почти одновременно

 

 Завершился на  20-25 лет позже

 

Содержатель-ные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО

 

В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.

 

В X веке Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.

 

Зарождение  светской благотвори-тельности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.

 

Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.

 

 

Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра I заимствование моделей во Франции.

При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворитель-ности. В идеологии призрения убогих.

Автономность и децентрализация специальных школ

Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства

 

Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании,   вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворитель-ной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства.

Дефектологичес-кий квадрат.

Дифференциация происходит  в «дефектологи-ческом квадрате». Неполный  охват нуждающихся.

« Необучаемые» дети

 

Признание равных прав  и гуманного  отношения к инвалидам  декларируется  в период  преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения  жизни  разных слоев и групп населения, национальных конфликтов.

При  отсутствии  традиций благотвори-тельности и  законодательной базы для реализации  интегративных подходов.

Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО. 

 

 

Опорная таблица 5


Психология между прошлым и будущим специального образования
 

Периоды ЭО

I

II

III

IV

V

Этапы развития ССО

 

 

1

2

3

Хронология по ЗЕ

9в.в. до н.э.  –

1198 г..

1198 –1770

1770- конец 19 века

Конец 19 – 70-г.г. 20 века

70-е годы 20 века

Хронология 

По России

996-1706

 

1706-1806

 

1806-1927

 

1927- 1991?

 

1991?

 

 

Предмет внимания по преимуществу 

 

 

 

 

 

Дефект,

Дефективность.  Отличия от нормы.

Феноменология коррекции и компенсации ( на отдельных примерах).

Феноменология индивидуальных различий

Отличия от нормы, отличия обученных от необученных.

Феноменология и статистика  отличий. 

Феноменология коррекции и компенсации  в условиях обучения.

Феноменология индивидуальных различий  в пределах выделенных контингентов.

 

Особенности  обучения  развития  детей   внутри выделенных категорий

  в рамках, заданных традиционным обучением..

Педагогические условия коррекции и компенсации   применительно к выделенным группам и  контингентам 

«Координаты» развития  конкретного ребенка.

.

Актуальные задачи развития.

Соотношение задач развития и задач  обучения.

Дисбаланс между обучением  и  развитием.

 Особые образовательные потребности и  психологические условия  их реализации в развивающем   образовании.

 

Задачи

Психологии

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическое  и экспериментальное обоснование необходимости  создания  параллельной системы обучения

Выявление детей, которые не могут учиться в общем  потоке.(Отбор детей во вспомогательные  школы).

 

Теоретическое обоснование  дифференциации специального образования .

Дифференциальная  диагностика  УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и  ОНР, сложной структуры нарушений  и т.п.

Выявление особенностей  обучения и  развития сходных категорий

Определение психологических условий ( обходных путей ) решения  задач, навязанных  традиционным образованием.

Психологическое сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста.

Психологическое сопровождение образовательной и социальной интеграции. 

Мониторинг соотношения  развития и программ развивающего обучения.

Выявление, устранение дисбаланса между обучением  и  развитием Определение актуальных задач развития  и психологических условий  их реализации в природосообразном, развивающем   образовании..

Психологические специализации, специальности и службы

 

 

Специалист в области дифференциальной психологии.

Клинический

Психолог. Детский психолог. Педолог.  

Специальный психолог узкого профиля : детский  или клинический  психолог, специализирующийся в определенных областях дефектологии как исследователь или преподаватель.

Детский  или клинический  психолог, специализирующийся в дифференциальной диагностике  и  коррекционной работе в ПМПК

Специальный психолог широкого профиля, подготовленный для работы с  разными категориями детей.

Психолог специальных образовательных учреждений, ПМПК,

Психолог- консультант , спец-ся на работе  по сопровождению семьи, ребенка с особыми образовательными потребностями.

Школьный психолог,  специализирующийся на работе по сопровождению образовательной интеграции в массовой школе.

Психолог специальной  школы

 

«Инструменты»  и методы  изучения и психологической помощи 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицинские  средства  выявления  дефектов.

Тестометрия.

Наблюдения.    

Тесты или их аналоги, использующиеся для дифференциальной  диагностики.  Констатирующий и обучающий  эксперименты для изучения  особенностей  и  «обходных путей» в развитии разных категорий детей.

Комплексный  подход при определении структуры нарушений

Интегрированные шкалы  развития с   высокой степенью размерности  делений и проработанностью начальных ступеней развития.

Диагностический инструментарий  для   определения  «координат» развития  ребенка  на «шкале» развития. Технологии определения актуальных  задач развития и их  

Конвертации в задачи  развивающего обучения применительно к  разным   участкам шкалы. Варианты индивидуальных коррекционно развивающих программ  для реализации  особых образовательных потребностей проблемного ребенка на разных ступенях развития..

 

 

Hosted by uCoz