Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений
создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков
с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является
основой института специального образования детей и подростков с ограниченными
возможностями. Реализация функций этого института (абилитационно
- реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессионально-трудовая)
осуществляется посредством деятельности специальных
коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений:
дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы,
школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические
училища.
Рассмотрим типологию специальных (коррекционных) образовательных
учреждений.
1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной
и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации
недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и
подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям
дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов -
12 человек.
Особое внимание в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной
учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи
и словесно-логического мышления, расширению активной речевой практики, а также
развитию остаточного слуха. Основу дидактической системы обучения таких детей
составляет предметно-практическая деятельность, как база для общего и речевого
развития, формирования когнитивной (познавательной) активности, самостоятельности
и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главным требованием к
процессу образования выступает организация развивающей слухоречевой среды,
предусматривающей слухозрительное и слуховое
восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Трудовое обучение глухих детей начинается с 12 летнего возраста и
занимает ведущее место в образовательной программе. Лечебно - реабилитационная,
превентивная, санитарно-гигиеническая и консультационная работа проводится
врачами-специалистами: оториноларингологом,
психоневрологом, педиатром и медсестрами. Эта работа направлена на максимальное
сохранение остаточного слуха (42).
2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для
слабослышащих и позднооглохших детей (II вид). Осуществляют воспитание,
общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения
слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны
максимально стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового
восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица.
Школа-интернат принимает детей с 7 лет в два отделения: для детей с
незначительными нарушениями речи: дислалия,
фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия, дислексия (срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким
недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции (срок обучения-12
лет). Кроме того, при необходимости создаются дополнительные отделения при
первом - 11-12 классы, где дети могут получить среднее образование; при втором
- дошкольные группы для детей 4-6 - летнего возраста. Наполняемость классов -
12 человек.
При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с
дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для
незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются
тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.
Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного
зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов.
Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и
слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном
пространстве. Частично видящие дополнительно используют
зрительный анализатор. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением
врача-офтальмолога, психоневролога, педиатра. Организовано два типа школ для
слепых детей: десятилетняя (обучение в объеме
восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают
среднее образование). Наполняемость классов - 12 человек. Образовательные
программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных
программ по таким дисциплинам как физвоспитание,
производственная подготовка, рельефное рисование и черчение. В основе системы
обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля, русифицированный впервые
отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким.
Значительное внимание уделяется межличностным контактам и совместной
деятельности слепых детей со зрячими детьми и взрослыми, что часто позволяет
преодолеть некоторые вторичные и третичные отклонения в развитии.
4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для
слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от
предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений
и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это
возможно. Успех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий
зрительной работы. В классах используется специальный учебный
наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного
восприятия (с использованием зрения и осязания), аудиобиблиотеки
(записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных
лентах, дисках), специальные оптические, технические средства
("электронная лупа", преобразователи световых сигналов в звуковые и
тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны,
"говорящие" калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию
искаженных зрительных представлений детей. Школьное
оборудование также приспособлено к индивидуальным и типологическим особенностям
развития детей с учетом офтальмогигиенических
требований: повышенное до 1500 люкс освещение (для сравнения: в небольшом
кабинете с двумя окнами - лишь 500-600 люкс), дозирование зрительных нагрузок,
возможность наклона крышки парты, учебники массовой школы с увеличенным
шрифтом, тетради с особой разлиновкой (выпуклые разделители линий - барьеры).
Наполняемость - 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно
открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений.
5. Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями
относятся к системе образования или здравоохранения.
В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты,
обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи
устраняются логопедами.
Логопедические стационары оказывают индивидуальную и групповую
помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия,
дизартрия, ринолалия, заикание). Вспомогательными
средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и
физиотерапевтические мероприятия. Длительность - от 3 мес. до года.
Логопедические детские сады и специальные логопедические группы при
обычных дошкольных образовательных учреждениях.
Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь в
исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района.
Направления в пункты выдают врачи поликлиники, учителя, а также возможен прием
по просьбе родителей. Практикуется групповая форма работы. Индивидуальная
- только в том случае, если ребенок не может работать в группе. Занятия
проводятся три раза в неделю.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с
тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с
сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например,
заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться
в обычной школе. Срок обучения - 9-11 лет. За это время дети получают знания в
объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы -
коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом
развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм
общения. Состав учащихся в конце каждого учебного года пересматривается с целью
возможности перевода некоторых детей на основании заключения ПМПК в массовую
школу или учебно-воспитательное учреждение иного вида (например, для детей с
умственной отсталостью или с задержкой психического развития). В г.Саратове открыта одна школа для детей-логопатов - это
муниципальное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение
V вида школа - интернат N1 (для детей с тяжелыми нарушениями речи), которая
находится на ул. Железнодорожной, 29.
6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения
являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными
учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная
программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с
подготовительным классом (учебная программа - в объеме средней школы). Обучение
и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их
двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и
реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр,
физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.
Основной задачей школы является максимальное преодоление
функциональных двигательных нарушений и подготовка воспитанников к
самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. С этой целью
используется различное вспомогательное оборудование коррекционно-реабилитационного
процесса: парты с "ухватами" и бортиками, шлемы и скафандры для
фиксации головы, туловища и конечностей для облегчения функционирования
артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации.
Наполняемость классов - до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при
школе организуются специальные классы.
7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей
с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях
осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует
подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов - 18-20
человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная
лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а
также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления
недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой
школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей
реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года
решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого
ребенка.
Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы
коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на
срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, "наверстывания"
не усвоенного учебного материала.
Данные типы образовательных учреждений были созданы и стали
развиваться в РФ с 1981г. Для этого были объективные причины, так как, по
экспертной оценке ведущих педагогов страны, лишь 35-45% учащихся старших
классов способны освоить программу массовой общеобразовательной школы по всем
предметам, а из поступающих в первый класс около 30% детей отстают в
интеллектуальном развитии.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с
умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе
образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные
учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в
степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте
от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений - физическое, умственное и
нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной
образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных
возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена
на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с
глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность),
а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом,
психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы
социального обеспечения - специальные интернаты, дома-интернаты или в
учреждения системы здравоохранения - специальные ясли, специальные
психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС.
Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты
специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за
8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам
5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое
обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по
социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно
реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами -
медиками проводится лечебно-оздоровительная работа.
Для детей с выраженными формами умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения
существуют детские дома, где дети находятся с 4 до 18 лет. Умственно отсталые
дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния
помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения
психиатрических больниц.
9. Специальное учреждение - детский дом для слепоглухонемых детей в
г.Сергиевом Посаде Московской области. Год основания - 1968г.).
Одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых, почти
слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых с нормальным
интеллектом (хотя это и спорно при таких нарушениях). Обучение, воспитание и
оздоровление осуществляют тифлои сурдопедагоги, а
также другие специалисты. Их задача - реализация потенциальных ресурсов общего
и языкового развития слепоглухонемых в процессе
специального обучения с целью формирования, прежде всего, навыков
самообслуживания, а также элементарных трудовых умений. Занятия проводятся
сразу тремя педагогами по группам - 3-4 ребенка. В первую очередь, детей учат
жестам, как средству общения, обозначающим предметы и действия. Далее
формируется вербальная речь в дактильной (пальцевой)
форме. После дети изучают рельефно-точечный (брайлевский)
алфавит, то есть обучаются письменной форме речи. Параллельно, при возможности,
осуществляется освоение устной речи.
В структуру детского дома входит диагностическая группа, дошкольное
отделение и школа. Поступив с 3 лет в диагностическую группу, воспитанники
заканчивают обучение к 19 - 20 -летнему возрасту, имея диплом о неполном
среднем образовании. Учреждение находится под патронажем (от
фр. patronage - покровительство) ВОС и ВОГ (42).
10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют комплексную медикоментозную и физиотерапевтическую помощь,
психолого-педагогическую и социокультурную
реабилитацию, в-первую очередь, детей-инвалидов от 3
до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги,
психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование
родителей, имеющих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений
деятельности является работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование,
проведение тренинговых, психотерапевтических занятий.
Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных
учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена
следующими отделами:
*диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
*медицинской реабилитации;
*психолого-педагогической помощи;
*правовой защиты;
*социально-педагогический подразделение;
*организационно-методический отдел.
Таким образом, эти учреждения являются многофункциональными. Они
включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и
оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие
способностей "детей с проблемами" в области ремесел, искусства,
музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для
себя.
11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах
для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных
анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача
деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными
возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.
Помимо вышепредставленных учреждений
существуют сугубо частные центры, школы ("Живая нить",
"Круг", "Любутка"),
функционирующие на спонсорские деньги и ставящие своей целью - максимальное для
каждого ребенка всестороннее развитие психофизических способностей и
формирование навыков самообслуживания, а также оказание социокультурной
помощи детям с сложными дефектами. Одной из
особенностей таких объединений является внедрение инновационных
психолого-педагогических технологий реабилитационного процесса. Например, в
основу компенсаторно - реабилитационного процесса в Детском экологическом центре
(ДЭЦ) "Живая нить" поставлена лечебно-верховая езда, так называемая иппотерапия. Специалисты ДЭЦ выделили два наиболее
действенных фактора лечебно-верховой езды: эмоциональная связь с животным и
достаточно жесткие, требующие активной мобилизации условия езды на лошади.
Часто именно в таких учреждениях апробируются инновационные технологии
коррекционно-реабилитационного процесса: арти эстетотерапия, керамическая мини-мастерская, сказкои куклотерапия, гидрои натуртерапия, фольклорные
факультативы, кружки флордизайна, хаготерапия
(лечение легкими поглаживаниями), смехотерапия,
гипноз, музыкально - ритмическая терапия, цветотерапия,
дельфинотерапия, холдинг-терапия (от
англ. to hold - держать) - лечение матерью, при котором она обнимает ребенка
и удерживает его. Метод эффективен при коррекции раннего детского аутизма.
Зачастую новые типы специальных (коррекционных) и реабилитационных
учреждений возникают стихийно, работают "методом проб и ошибок", не
имея необходимых нормативных документов, научно-методического обоснования
применяемых приемов и методов работы.
1. Охарактеризуйте современную систему специальных образовательных
коррекционно-реабилитационных учреждений в нашей стране для нетипичных детей.
2. Раскройте сущность принципа дифференциации системы специального
образования в РФ.
3. Посетите одно из специальных образовательных
коррекционно-реабилитационных учреждений и опишите кратко систему коррекционной
учебно-воспитательной работы в нем.
1. Жданов В.В. Школа-центр для детей-инвалидов как один из путей
развития специального образования // Дефектология. - 1996. - №6.
2. Коррекционно - воспитательная работа в специальных дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями слуха и интеллекта. - М., 1990.
3. Кузнецова Г.В. Из истории специальных школ для глухих и
слабослышащих детей (1939-1941гг.) // Советская педагогика. -1965. - N8.
4. Лубовский В.И. Основные принципы
организации специального обучения в СССР // Дефектология. - 1983. - №4.
5. Ляпидиевская Г.В. О создании в России
сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными
возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы. - №1. - 1997.
6. Плахова Н.А. Школа - предприятие: новые подходы к коррекционной
работе с умственно отсталыми школьниками // Дефектология. - 1995. - №5.
7. Сергеева Т.А. Школа - центр интегрированного обучения и
диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в
развитии // Дефектология. - 1993. - №5.