http://www.mgppu.ru/stracture_mgppu/IGT/news/Sem_sost_17.11.08.php
Семинар в Институте гуманитарных технологий
МГППУ "Образование и трудоустройство студентов с ограничениями
здоровья"
17 ноября 2008 года в Институте
гуманитарных технологий Московском городском психолого-педагогическом
университете, в рамках развития Инновационного образовательного проекта,
состоялся научно-практический семинар лОбразование и трудоустройство студентов с
ограничениями здоровья: возможные направления сотрудничества с местным
сообществом╗.
На семинаре
присутствовали: представители Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ;
Министерства образования и науки РФ; Министерства спорта, туризма и молодежной
политики РФ; Городской Думы города Москвы; Департамента образования города
Москвы; Департамента социальной защиты населения города Москвы; Департамента
семейной и молодежной политики города Москвы; руководители учебных заведений,
обучающих студентов с ограниченными возможностями здоровья; руководители
и ведущие специалисты социальных служб Префектур города Москвы.
Были обсуждены вопросы
взаимодействия системы высшего и среднего профессионального образования,
занимающегося интегративным обучением студентов с
ограниченными возможностями здоровья, и служб, обеспечивающих жизнедеятельность
молодежи с ограниченными возможностями здоровья (далее Ц с ОВЗ).
Доклады и выступления участников
семинара:
Баусов Юрий Наиколаевич Ц лФормирование стратегии партнерства с
позиции взаимодействия местного сообщества и образовательного учреждения для
решения проблем профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства
студентов с ОВЗ, повышающих качество их жизни╗
Холмогорова Наталья Владимировна Ц
лЗначение оценки функциональных возможностей у лиц с ОВЗ для обеспечения
оптимизации их адаптации в социуме╗
Шумских Марина Алексеевна Ц лОсновные проблемы
формирования профессиональных компетенций у студентов с ограниченными возможностями здоровья для
реализации их трудового потенциала на рынке труда ВАО╗
Жаворонков Роман Николаевич Ц
лПартнерство государства и местного сообщества в реализации Конвенции ООН о правах инвалидов╗
Михайлова Татьяна Алексеевна Ц
лПотенциальные возможности образовательной среды ВАО для реализации
профессионального образования студентов с ОВЗ╗
Ермаков Виталий Павлович Ц
лПрофессиональное становление подростков и молодежи с особенностями
развития╗
Зарецкий Виктор Кириллович Ц
лИнновационные технологии,
направленные на развитие
способности к преодолению трудностей у детей, неуспевающих в учебе и детей с
инвалидностью╗
Абрамова Екатерина Игоревна Ц
лСоциально-педагогическая адаптация студентов с ограниченными возможностями в СПК╗
Ертанова Ольга Николаевна Ц лПрезентация
лХрестоматии для родителей╗
Миндель Александр Яковлевич Ц лПроблемы
профессионального образования учащихся с ОВЗ╗
Мещеряков Иван Александрович Ц
лПрезентация Общероссийской общественной организации лЦентр по оказанию помощи
инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы╗.
Участниками семинара было
признано, что в настоящее время молодой человек с ОВЗ является объектом
воздействия различных ведомств и служб, обеспечивающих жизнедеятельность в
разных сферах его самореализации, в том числе и в образовании. В большинстве
своем, услуги, предоставляемые ими, разобщены, и часто разнонаправлены, что
ведет к неэффективности использования выделяемых ресурсов и средств,
обеспечивающих главную его возрастную цель Ц формирование личности и поиск
собственного способа самореализации как специалиста в конкретной области и как
гражданина.
Участники семинара выразили
заинтересованность специалистов разных ведомств в координации действий в
отношении решения проблем молодежи с ограниченными возможностями здоровья, и в
первую очередь студентов с ОВЗ, поскольку это позволяет улучшить качество
образования, повышает конкурентную способность молодого специалиста и
обеспечивает значительный уровень его жизнеобеспечения.
Они также поддержали идею
создания на базе Института гуманитарных технологий Московского городского
психолого-педагогического университета рабочей группы из специалистов разного
профиля, которая предложит план последовательных мероприятий по созданию и
внедрению технологии комплексного взаимодействия различных служб, ведомств,
учреждений и организаций в отношении молодого человека с ОВЗ в Москве.
Институт гуманитарных технологий МГППУ
Доклад
Абрамовой Екатерины
Игоревны
лСоциально-педагогическая адаптация
студентов с ограниченными возможностями
в СПК╗
Люди,
которые имеют нарушения, препятствующие их полноценной интеграции в общество,
испытывают трудности на каждом шагу. Льготы и представленная защита государства
лишь относительно могут удовлетворить основные потребности инвалидов. При этом
не учитываются их специфические личностные особенности.
Соответственно,
основной задачей специалистов, работающих с такими детьми, является обеспечение
необходимых условий для их обучения и воспитания. В социально-педагогическом колледже при
МГППУ (СПК МГППУ) созданы два факультета для учащихся с ограниченными
возможностями: лИздательское дело╗ и лПрограммное обеспечение вычислительной
техники и автоматизированных систем╗.
На протяжении всего обучения деятельность
студентов с ограниченными возможностями находится под контролем педагогов и психологов. Психологи предоставляют
рекомендации. Педагоги, в свою очередь, работают над оптимизацией
образовательного пространства, сопровождая лекционный материал презентациями,
которые при помощи мультимедиа подстраиваются под определенный тип нарушения.
В целях наиболее
эффективной адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями в СПК
МГППУ создана психологическая служба и учебно-производственные лаборатории по
комплексному сопровождению и обучению таких учащихся в условиях
колледжа.
Под конец обучения в
колледже учащиеся становятся более
уверенными в собственных силах, не ощущают себя жертвами неудач. Кроме того,
нужно отметить стремление студентов к выполнению поставленных задач и проявлению
ответственности.
Службы СПК МГППУ делают
все возможное, чтобы выпускник смог реализовать себя и свои знания в рамках той
специализации, которую он получал в течение обучения. Уровень академической
подготовки, полученной студентами в
области информационных технологий и издательского дела, соответствуют общим
стандартам, предписываемым для данных специальностей. Соответственно, выпускники
факультета лПрограммное
обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем╗ могут заниматься
программированием и работать на предприятиях и в организациях связи, занятых разработкой и эксплуатации
систем передачи и распределения информации. В свою очередь, выпускники
факультета лИздательское дело╗ осуществляют художественно-техническое
редактирование, занимаются версткой и обработкой текстового и иллюстративного
материала. Они могут работать в издательствах, рекламных агентствах,
полиграфических предприятиях.